Проблемы самоорганизации русского большинства
Дискриминация русских как преграда на пути евразийской интеграции Украины
Исторически и индустриально Украина давно интегрирована в евразийскую цивилизацию — рельсы от польской границы не переложить и границы не передвинуть: рынок перспективного потребления для Украины находится на Востоке. Недавно созданная в Киеве ассоциация “Поставщики Таможен¬ного союза” объединила в своих рядах многих лидеров ведущих отраслей украинской экономики — от “Мо¬тор-Сич” и “Горных машин” до Аграрного союза. Требо¬вание одно: “дайте нам торговать на российском рынке!” В противном случае украинская экономика, а вместе с ней и вся страна, грозит продолжить свое развитие буферным ост¬ровком в изоляции между Западом и Восто¬ком. Очевидно, так, как мечтают активисты экстремистс¬кой партии “Свобода”.
Поэтому предложение России по Евразийскому союзу для Украины суперактуально. Евразийский экономический союз — не экспансия, а форма ес¬тест¬венного существования и элементарного выживания для народов, проживающих в регионе, единственно возможная для сохранения суверенитета и государственной целостности в начале XXI века.
Уверенность в успехе интеграционного процесса нам даёт история. В отличие от классических империй в России никогда не было разделения на колонии и метрополию. По мере освоения жизненного пространства присоединённые народы не превращались в людей второго сорта, а на равных правах вовлекались в процесс созидания общего государства.
Имперская модель для России является самой естественной формой существования. А русское национальное государство, о котором грезят националисты, это чистое безумие. “Империя” в России исключает любой национализм, объединяя и вбирая в себя разные народы, этносы, верования и религии.
Интеграция нескольких бывших республик СССР должна преследовать цель привести к новому уровню и качеству жизни людей на вновь объединённом пространстве.
Эта цель — общих социальных улучшений для всех граждан, несомненно, должна встретить позитивную реакцию народов и Украины, и России. Люди должны увидеть лично для себя прямые, социальные выгоды от объединения, от жизни в общем доме. Необходимо создать привлекательный образ совместного будущего.
Это важно, потому что такой масштабный проект, как Евразийский союз, не может состояться без серьезного отклика снизу.
Евразийский союз – далеко не в первую очередь экономический союз. Это объединение будет строиться на мощном фундаменте общего прошлого, духовном единении народов.
За время раздельного существования вдруг оказывается, что у нас есть новые прекрасные писатели, историки, аналитики, политологи…
Каждый варится в своем котле, имея какие-то обрывистые сведения из «ближнего зарубежья».
Необходимо найти время и место для общения. Нужно сделать так, чтобы опытом межрегионального, а вернее – регионального (на примере Еврорегиона Донбасс) заинтересовались политики, дипломаты, депутаты обеих стран. Наш круглый стол - это реальный шаг народной дипломатии и гуманитарного обмена, инициатива, идущая снизу, а не уверения в дружбе, не подкреплённые ничем, кроме протокольных визитов мелких чиновников.
Сейчас развитие отношений между Украиной и Россией уже не может определяться только исключительно деятельностью только государственных органов без широкой опоры на общественные силы.
Гражданские институты находятся в стадии своего формирования. Идёт активный процесс определения их роли в государстве, степени участия в межрегиональной политике, механизмов взаимодействия между собой и с правительственными структурами.
Полноценное развитие российского Юго-Запада во многом зависит от состояния и развития региональных связей с Востоком и Юго-Востоком Украины.
Поэтому исследование потенциала народной дипломатии, ее влияния на российско-украинские отношения в целом, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях, обобщение опыта, накопленного российско-украинской народной дипломатией, распространение его на другие регионы, а также прогнозы на будущее - актуальная задача сегодня.
Дефицит общения между странами, порождает необычные проекты народной дипломатии. На наших глазах разворачиваются уникальные эксперименты создания информационных мостов между народами.
Принципом подлинного гражданского общества является самостоятельная инициатива граждан для решения стоящих перед ними проблем , т.е. самоорганизация.
Любую сферу гражданского общества можно развивать, опираясь на русскую традицию и не противопоставляя это нашей цивилизации в целом, укрепляя ее, а не осматривая как некий вырванный фрагмент из общего контекста.
Если восстановит себя русский народ, будет уверенно и спокойно оставаться русским, передавать из поколения в поколение свои цели, ценности бытия, свои понятия чести, справедливости и т.д., тогда расцветут вместе с ним в братском взаимодействии все те народы, которые осознанно связали с русским народом свою судьбу и сохраняли русскому народу верность во всех испытаниях.
Плохой русский тот, который не знает себя, разуверился в своем наследии, презирает его. Это уже трагедия, это всё равно, что человек, презирающий и ненавидящий свою мать. Он несчастен, потому что он лишен этого богоданного и спокойного чувства.
С распадом Союза ССР впервые за всю историю единого государства русские оказались в состоянии разделенного народа. Ничего подобного раньше никогда не было. Русские оказались, не по своей собственной воле, в эмиграции в большом количестве постсоветских стран.
Ситуация, в которой оказались русские востока Украины, отличается от положения, в которой оказались другие группы русского населения на Украине.
Главная и основная проблема русских востока Украины - это размытость самоидентификации. Связано это, в первую очередь, с историей и самосознанием проживающей здесь части русского народа. Необходимо отметить, что русские (великороссы) на Востоке Украины - это исконное население. Например, река Кальмиус, разделяющая Донецкую область пополам, была границей Всевеликого Войска Донского, где русские проживают вот уже 500 лет. Кроме этого, фактически вся Харьковщина и север Донбасса входит в состав этнографической территории Слобожанщина, которая изначально была великорусской, но накануне восстания Богдана Хмельницкого, эти земли были отданы российским царем под поселения малороссийских (украинских) беженцев от польско-униатского ига.
Русские достаточно успешно культурно влияли на небольшие группы малороссов (украинцев) селившихся внутри великорусского этнического массива, что обеспечило практически полное русскоязычие региона. Но с другой стороны, мирное и взаимовыгодное сосуществование русского и украинского языков сыграло с русским населением восточно-украинских регионов злую шутку. Украинизацию, как свидетельствует опыт последних десятилетий, можно долгое время проводить внешне безболезненными и малозаметными способами.
На улицах, да и на работе на русском языке разговаривать вроде бы никто не запрещает, по телевизору вечером «крутят» русскоязычные сериалы, попсу, старые кинофильмы. А вот изменения в школьных программах, язык документации и дорожных указателей – на это мало кто обращает внимание. Ставка делается не на «драконовские» меры, хотя и без них не обходится, а на конечный, растянутый во времени и пространстве итог, на суммарный эффект.
Подавляющее большинство русских региона никаким образом не вовлечены в деятельность культурных или общественных великорусских организаций. Что в свою очередь пусть и медленно, но ведет к потере этнической самоидентификации.
Большой проблемой для русских организаций Востока Украины, является практические полное отсутствие их поддержки со стороны местного бизнеса. Этот факт объясняется тем, что к моменту развала СССР, Восток Украины был одним из крупнейших сосредоточий материальных и финансовых ресурсов Союза.
Экономический вес и влияние донецких, луганских, харьковских и прочих регионально-промышленных верхушек были весьма велики. Они быстро поняли, что сами очутились образующим фактором «незалежной» украинской державы и могут не только сохранить, но и значительно упрочить своё положение благодаря самостийности, если не будут «высовываться» с какими-либо антинационалистическими рассуждениями, или же поддержкой русских общественных организаций.
Бизнесмены украинского Востока чувствуют себя особами, в чьих интересах извлекать прибыль отовсюду, откуда только можно. Ради этого они готовы любой ценой (исключая, пожалуй, цену собственной жизни и угрозу остаться без копейки в кармане) сторговаться с кем угодно, а с доморощенными дерусификаторами, и подавно.
И хотя украинские националисты и раньше, и сейчас не могут смотреть на промышленные регионы без подозрения, стороны давно поняли друг друга. Восточно-украинские бизнесмены получили свободу рук не только у себя в регионе, но и в экономике страны в целом, а взамен отдали на откуп украинскому национализму всю гуманитарную сферу.
Последние годы многие русские на Украине начинают чувствовать себя «потомками выходцев из России», а не традиционными жителями этих земель со всеми правами. Традиционная русская идентичность на широком уровне постепенно забывается и даже вполне русские люди начинают видеть историю и своё место в ней по-украински.
В Украине нет крупных политических сил, которые представляли бы специфические интересы юго-восточных регионов. С большой долей уверенности эти интересы можно отождествить с правами русскоязычного населения в Украине.
Долгие годы «оранжевой» власти такой силой многим виделась ПР. Именно это стало основной причиной победы В.Януковича на президентских выборах. Это стало историческим рубежём.
Уже в начале 2010 г. появился прогноз маргинализации русских движений в Украине. Неменский Олег Борисович, российский политолог, историк, сотрудник Института славяноведения РАН: «Новая политическая обстановка стала вызовом, проверкой жизнеспособности русских организаций, да и вообще перспектив русской политики в Украине. Общий раздражитель ушёл, а то, что ставили своими целями русские организации, стало на практике реализовываться, оставляя им лишь роль ворчливых подпевал.»
Надежды на Партию регионов, которые ещё 2 года назад мы питали в этом плане, развеялись. Во многом благодаря неуёмной (особенно для СМИ) «русско-защитной деятельности» регионала Вадима Колесниченко. Малоизвестный в рядах русских оппозиционеров, он, практически рейдерским путём прихвативший донецкую общественную организацию «Русскоязычная Украина», вдруг превращается в «лицо русских «Украины».
Ничего не понимающий в истории, как в науке, доктор юридических наук Колесниченко взялся обелять Тараса Бульбу-Боровца, создателя УПА, причем уличённый в некомпетентности и глупости, оставил необъяснённым свой поступок, который привёл к фактическому расколу русских движений в Украине.
22 марта этого года депутатский корпус Партии Регионов единогласно (за исключением депутата Болдырева) проголосовал за утверждение проекта постановления о праздновании 120-летия со дня рождения греко-католического патриарха Иосифа Слипого. В 1941 г. Слепой устроил «манифестацию верности» по случаю прибытия во Львов немецкого генерал-губернатора Ганса Франка, лично благодарил его «за освобождение от большевиков», но что более важно, клялся германской власти «в вечной верности». 20 апреля 1942 г. коадьютор Иосиф Слепой в кафедральном соборе Святого Юра провёл торжественное богослужение по случаю дня рождения Адольфа Гитлера.
К своим предвыборным обещаниям ПР возвращается только накануне очередных выборов. В прошлом месяце В,Янукович наряду с обещаниями позитивных социальных инициатив снова пообещал сделать русский язык вторым государственным. Как он собирается это сделать – непонятно, ведь тут же спикер ВР Владимир Литвин и главный регионал в парламенте Александр Ефремов заявили о том, что инициативу президента сегодня реализовать невозможно.
Владимир Литвин: "На сегодняшний день ни одного законопроекта по этому поводу нет. Плюс, даже если следовать логике изменений в Конституцию нужно 2 сессии, поэтому проблема эта не может быть реализована в практической плоскости", - заявил спикер Верховной Рады.
Александр Ефремов : "Процедура говорит о том, что необходимо на первом этапе внесения данного документа собрать 300 голосов в парламенте. Честно говоря, работая каждый день в парламенте, я сегодня этих голосов не вижу", - считает лидер фракции Партии регионов.
Русское движение и Партию регионов объединяет общее неприятие «бандеровского извода» украинского национализма, его претензий на абсолютное господство на Украине. В этом негативе они едины. При этом своего видения будущего и политики, ведущей к нему, у русского движения по большому счёту нет.
Партия Н.Витренко утратила возможность преодолеть барьер, чтобы попасть в Верховную Раду. А её многочисленные проекты объединения соотечественников не находят широкой поддержки зачастую потому, что лично сама Наталья Михайловна и её представители в регионах своим поведением подорвали к ней доверие, веру в её порядочность. Это совместные проекты с Леонидом Грачём, изгнанным из КПУ и бывшим председателем партии "Русский Блок" Александром Свистуновым. Проекты сменяют друг друга: вначале Русское Вече, затем Союзное Вече, теперь – Народный Евразийский союз. Все проекты объединяет идея единства восточнославянской цивилизации за поддержку РПЦ, Единой России и В. В. Путина.
Русское Вече, напрмер, было заявлено как некая надорганизационная структура русско-православного толка, призванная координировать деятельность общественных организаций данной направленности. С целью ограждения Русского Вече от бюрократического вмешательства со стороны власти (как это произошло в случае с партией Русский Блок).
Хочется указанным людям задать вопросы:
Каждый новый проект - это новые подходы, методы, принципы работы или повторение пройденного? Какие выводы сделаны из прошлых поражений? Проведена ли работа над ошибками? Что нового предлагает нам вновь создаваемая структура? Чем отличается от своих провальных предшественников?
Большинство «вождей» оказались либо людьми недостаточного масштаба, малокомпетентными, либо (чего греха таить!) откровенными проходимцами, пытающимися заработать на нашей общей беде. Приоритетной задачей русского движения является устранение из своих рядов балласта, борьба с попытками дискредитировавших себя преступным бездействием, соглашательством, а то и сотрудничеством с врагом «профессиональных соотечественников» оседлать вновь создающиеся структуры.
Огромное количество русских движений, особенно в Крыму и Одессе: «Прорыв», «Дозор», «Родина», Координационный совет организаций российских соотечественников – список может быть очень большим. Как оградить русское политическое пространство от самозванцев и врагов, таких например, как ОУНизированный колесниченковский КСОРС, или бутафорский Русский блок, контролируемые шайкой политпроходимцев из числа руховских назначенцев? Каковы критерии, определяющие с кем нам по пути, а с кем - нет?
Алексей Рапп, активист ОО «Русское движение Севастополя» в ноябре 2011 г.: «Большинство севастопольцев не первый год ломают головы – так сколько же у нас истинно «русских» организаций? Разобщенность русских организаций просто поражает! Даже те, кто хоть как-то координируют свои действия – почему не объединятся? Выясняют, кто «русее»? Результатом этого является их вопиюще низкая поддержка горожанами. И пока проблемы «русских» блоков и движений не будут решены, их призывы к объединению более чем неубедительны. Лучше бы «Русский марш» запретили и в этом году. Для самих организаций лучше.»
Русским движениям приходится делить электорат между собой. Например, партия «Русское единство» в Крыму делает ставку на поддержку татарского населения. У людей патриотического склада действительно появляется недоумение при возникновении противоречий.
Председатель Русской общины Крыма, депутат крымского парламента от Партии «Русское Единство» Сергей Цеков: «Разобщенность организаций российских соотечественников является проблемой не только для Украины, но и фактически для всех других стран. Причин раздробленности много, но главные – две. Первая, – это отсутствие у русских исторического опыта организации и участия в национальных движениях. Мы всегда были сильными, нам не надо было объединяться для защиты своих законных прав, но вначале 90-х годов оказалось, что надо. Вторая – отсутствие опыта у органов государственной власти России по консолидации российских соотечественников за пределами России. Отсюда множество противоречивых решений, которые неэффективно работают на соотечественников, как например закон "О поддержке российских соотечественников за рубежом"».
Последние годы многие русские на Украине начинают чувствовать себя «потомками выходцев из России», а не традиционными жителями этих земель со всеми правами автохтонов. Ментально украинский национализм продолжает побеждать, и то же придание русскому языку официального статуса это положение не исправит. Традиционная русская идентичность на широком уровне постепенно забывается и даже вполне русские люди начинают видеть историю и своё место в ней по-украински.
С другой стороны Запад страны всё хуже смотрит на Юго-Восток, всё более осознаёт его глубокую чуждость. И даже в этом процессе заметны потуги ко всё большему сужению, когда мы видим, как некоторые националисты, ещё вчера претендовавшие на всю Украину (а то и больше), теперь всё более задаются вопросом, а не стоит ли жить интересами одной лишь Галичины. Украинский национализм, сжимаясь, теперь сам оставляет своего рода идеологический вакуум, который пока что не имеет нового наполнения.
И это ещё один вызов русскому движению. Но если русская общественность сможет найти в себе силы и сформировать региональные идентичности на общерусских основаниях – тогда вся система общественного устройства Украины подвергнется принципиальным изменениям и голос населения русской культуры уже невозможно будет выгнать на обочину политической жизни.
Русская идентичность способна не раскалывать, а объединять население многих регионов Украины. Русскость может быть основой идеологии региональной консолидации. Но для этого русское движение должно быть действительно альтернативно украинству, а не встраиваться в его систему понятий. И только тогда оно будет в хорошем смысле агрессивным, то есть не идеологией защиты от «галичан в Киеве», но идеологией тех интересов, которые будут действительно общими для большинства жителей ряда регионов, а одновременно и для всего пространства русской культуры.
Анатолий Пикалов,
Алексей Иванов,
Олег Неменский,
Виктор Пироженко,
Геннадий Макаров
СРОЧНО! ПОМОГИТЕ!!!
5 апреля, примерно в 7-30 утра сотрудники Центра противодействия экстремизму
(ЦПЭ МВД) и оперативники ФСБ под руководством следователя по особо важным
делам СУ СК по Южному административному округу г. Москвы Гадаева Иналука
Шарановича начали обыски в квартирах, гаражах и офисах руководства
Всеславянской Издательской группы Русского Национально-Освободительного
Движения «Русская Правда», а также у писателя Александра Никитича
СЕВАСТЬЯНОВА.
Несмотря на предельно корректное и вежливое (что нельзя не признать) отношение
борцов с
«экстремизмом» у обыскиваемых были изъяты учредительные документы,
книги (даже не запрещённые, по которым есть оправдательные решения
судов!), а также персональные компьютеры и мобильные телефоны.
Деятельность издательства «Русская Правда» оказалась под угрозой!
ПРОСИМ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ О ПОМОЩИ! Срочно нужны средства на адвокатов,
компьютеры и прочие расходы.
Телефоны редакции «РП»: (495) 978-03-48, (499) 794-50-72.
E-mail:
ruspravda@mail.ru