Главная Блог 2004 Блог 2005 Блог 2006 Блог 2007 Блог 2008 Гостевая книга Форум

Политические идеи христианства и социализм

 


Hosted by uCoz
Внутреннее устроение первоначальной Церкви и отношения между самоуправляемыми Церквями есть образец для воспроизведения этих основ не только в экономической, но и в политической сфере.

Здесь важно отметить, что в основе всех форм человеческого общежития должен лежать один принцип, имеющий сквозное, универсальное значение - это принцип общины,  самоуправления.

В экономической сфере этот принцип реализуется в виде коллективных предприятий.

Каким образом этот же принцип может быть реализован в общественно-политической сфере?

В этом смысле очень важно понять пределы действия предписания Иисуса:

“Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” (От Матфея 20).

Только ли об устроении Церкви идет здесь речь? Или же и о форме общественного устройства тоже?

На первый взгляд такой вопрос совершенно неуместен: даже если в Церкви и недопустимо создавать административно-политические структуры, подобные государственным, то как можно такой подход распространять на само государство?

А если все же распространять, то в каких пределах?

Понимание основ общинно-соборного устройства Церкви позволяет предположить, что обществом, по мере продвижения Божьих уставов и законов во все сферы человеческой жизнедеятельности может быть достигнут уровень развития, при котором государство в значительной степени утратит такие антиобщественные свойства, как бюрократичность, коррупционность  и т. п. - за счет максимального развития принципов самоуправления не только в сфере экономики, но и в сфере политического устроения общества на всех властных уровнях.

Основы концепции на этот счет сформулированы Вадимом Белоцерковским.

«История показывает, что первым требованием самоуправляющихся коллективов является требование прямого представительства в органах законодательной власти.

Следовательно, выборы в законодательные органы власти должны проводиться по производственному принципу (в сельских местностях - по территориально-производственному).

Эти органы должны быть Советами представителей различных трудовых коллективов: предприятий, учреждений, творческих союзов, учебных заведений, объединений кустарей, частных предпринимателей и т. д.

Избиратели должны иметь право и возможность эффективно контролировать и корректировать деятельность своих депутатов... При выборах депутатов от трудовых ячеек общества или ассоциаций работников и при современных средствах связи и подсчета такая корректировка будет легко осуществимым делом. Столь же легко осуществима теперь и система распределения поочередных избирательных обязанностей... выдвигать и избирать депутата среди трудовых ячеек и ассоциаций той или иной отрасли труда и хозяйства. Ведь все трудовые коллективы не могут одновременно выдвигать и избирать представителей-депутатов в законодательные органы...

Институт постоянных представителей (парламентариев) будет, очевидно, ликвидирован. Представители от коллективов и ассоциаций будут избираться в законодательные органы лишь на один срок...

Ограничение  (одним сроком) пребывания в законодательных органах власти резко расширит возможности для большого числа людей  быть избранными в него. Учтем тут, что значительно возрастет вес и региональных избирательных собраний.

Важно при этом не забывать, что навыки в представительской, парламентской деятельности в обществе самоуправляющихся коллективов будут воспитываться у очень большого числа людей, что называется, с пеленок, то есть с работы в органах самоуправления в своих трудовых коллективах.

...Профессионалы (профессиональные политики) будут необходимы в исполнительных органах государственной власти (как специалисты - в дирекции предприятия и учреждения). Но и здесь, вероятно, будут ограничения по времени пребывания у власти... Исполнительные органы ...должны избираться, очевидно, на отдельных выборах по территориальному принципу, а кандидаты - выдвигаться политическими партиями» (6, с. 57, 58).

Мы вправе заключить, что предписания Иисуса о недопустимости появления в Церкви административно-политических структур вполне логично  распространить и на сферу государственного управления - в пределах и формах, необходимых для искоренения таких пороков государственной машины, как громоздкость, раздутость аппарата, коррупция.

В этой связи все идеи на этот счет, в особенности о формировании органов власти на основе производственно-территориального представительства, заслуживают сегодня самого тщательного изучения.

......................

Подведем итоги.

Из учения Христа следует, что богатство в виде “имения” как частного владения, служащего для извлечения дохода, есть обременение человека перед Богом.

Выход - в продаже “имения”, то есть частного предприятия, трудовому коллективу.

Из учения Христа следует, что в Церкви недопустимо создавать органы управления, подобные государственным, а органы государственного управления необходимо в максимальной степени очищать от функций подавления и господства и превращать в институты народного самоуправления.

Ключ к реализации этих идей - в первоначальном устроении Церкви.

Сообщество самоуправляемых Церквей - это прообраз социалистической экономики, состоящей из самоуправляемых предприятий, и отчасти - прообраз сообщества муниципальных общин, в основе своей состоящих из самоуправляемых производственных коллективов, направляющих на выборной основе своих представителей в органы местной власти.

Итак, стратегия построения социализма заключается в активной и последовательной деятельности по двум основным направлениям: создание сектора коллективных предприятий в экономике, и построение системы политической власти на местном уровне как совокупности органов местного самоуправления, формируемых из представителей трудовых коллективов.

Мирянин в Церкви – член общины как одной семьи, самоуправляемой канонически и экономически.

Гражданин на коллективном предприятии - равноправный его совладелец вместе со своими товарищами по труду как член большой самоуправляемой трудовой семьи.

Гражданин в обществе - равноправный его соправитель со всеми гражданами, избирающий на своем предприятии кандидатов в органы власти и через них контролирующий органы местного самоуправления.

Этот порядок должен распространиться и на принципы распределения населенных пунктов по стране, расселения народа, то есть лечь в основу стратегии градостроительства.

«Надо разработать проекты небольших относительно самодостаточных общин-комплексов, сочетающих сельское хозяйство, некрупное промышленное производство, систему образования, медицинское обслуживание, духовные учреждения и воинскую часть.

Каждый дом должен иметь хороший приусадебный участок, электричество, водопровод, канализацию, телефон, Интернет. Комплексы должны иметь хорошие средства связи и дороги.

Критерием проектирования должна стать не максимизация внешнего выхода производства, но стремление к самообеспечению его жителей всем необходимым, экологичность, самовосстанавливаемость и максимальная автономность.

В проекты надо включать и предприятия, которые будут специализироваться на производстве на нужды нескольких общин или на нужды государства в целом; но жизнеспособность поселения не должна зависеть от этих специализированных заводов.

Города выполнили свою историческую функцию. Они создали макро-промышленность, которая позволяет создать рассредоточенную мини- и микро-промышленность. Можно сохранить отдельные промышленные зоны, которые будут расположены в безлюдной местности, и в которых сосредоточить наиболее вредные производства, с работой вахтами.

В общинах люди будут знать друг друга напрямую. Товарно-денежные отношения будут сведены к минимуму.

Такие поселения будут составлять надёжную основу государства.

Чтобы выжить в нынешней "цивилизации" насилия, общество должно быть похоже на крепкую сеть самодостаточных узлов, а не на центральный компьютер с полностью зависимой от него периферией. Если что-то произойдёт с одним узлом, остальные должны продолжать работать и взаимодействовать между собой.

В новом обществе "столицы" не будет. Функции управления будут рассредоточены. Представительские функции будут выполнять города и поселения по очереди».

(Дмитрий Невидимов).

Сам того не ведая, Дмитрий Невидимов размеры, порядок образования и взаимодействия городов обрисовал в полном соответствии с первоначальным устроением Церкви.

И в первом, и во втором, и в третьем, и в четвертом случаях отношения между людьми построены на одинаковых по сути законах.

Это Божьи законы справедливости, равенства и братства, которыми должна быть пронизана вся общественно-экономическая система, жизнь всех людей.