Главная | Блог 2004 | Блог 2005 | Блог 2006 | Блог 2007 | Блог 2008 | Гостевая книга | Форум |
Внутреннее устроение первоначальной Церкви и отношения между самоуправляемыми Церквями есть образец для воспроизведения этих основ не только в экономической, но и в политической сфере.
Здесь важно отметить, что в основе всех форм человеческого общежития должен лежать один принцип, имеющий сквозное, универсальное значение - это принцип общины, самоуправления. В экономической сфере этот принцип реализуется в виде коллективных предприятий. Каким образом этот же принцип может быть реализован в общественно-политической сфере? В этом смысле очень важно понять пределы действия предписания Иисуса: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” (От Матфея 20). Только ли об устроении Церкви идет здесь речь? Или же и о форме общественного устройства тоже? На первый взгляд такой вопрос совершенно неуместен: даже если в Церкви и недопустимо создавать административно-политические структуры, подобные государственным, то как можно такой подход распространять на само государство? А если все же распространять, то в каких пределах? Понимание основ общинно-соборного устройства Церкви позволяет предположить, что обществом, по мере продвижения Божьих уставов и законов во все сферы человеческой жизнедеятельности может быть достигнут уровень развития, при котором государство в значительной степени утратит такие антиобщественные свойства, как бюрократичность, коррупционность и т. п. - за счет максимального развития принципов самоуправления не только в сфере экономики, но и в сфере политического устроения общества на всех властных уровнях. Основы концепции на этот счет сформулированы Вадимом Белоцерковским. «История показывает, что первым требованием самоуправляющихся коллективов является требование прямого представительства в органах законодательной власти. Следовательно, выборы в законодательные органы власти должны проводиться по производственному принципу (в сельских местностях - по территориально-производственному). Эти органы должны быть Советами представителей различных трудовых коллективов: предприятий, учреждений, творческих союзов, учебных заведений, объединений кустарей, частных предпринимателей и т. д. Избиратели должны иметь право и возможность эффективно контролировать и корректировать деятельность своих депутатов... При выборах депутатов от трудовых ячеек общества или ассоциаций работников и при современных средствах связи и подсчета такая корректировка будет легко осуществимым делом. Столь же легко осуществима теперь и система распределения поочередных избирательных обязанностей... выдвигать и избирать депутата среди трудовых ячеек и ассоциаций той или иной отрасли труда и хозяйства. Ведь все трудовые коллективы не могут одновременно выдвигать и избирать представителей-депутатов в законодательные органы... Институт постоянных представителей (парламентариев) будет, очевидно, ликвидирован. Представители от коллективов и ассоциаций будут избираться в законодательные органы лишь на один срок... Ограничение (одним сроком) пребывания в законодательных органах власти резко расширит возможности для большого числа людей быть избранными в него. Учтем тут, что значительно возрастет вес и региональных избирательных собраний. Важно при этом не забывать, что навыки в представительской, парламентской деятельности в обществе самоуправляющихся коллективов будут воспитываться у очень большого числа людей, что называется, с пеленок, то есть с работы в органах самоуправления в своих трудовых коллективах. ...Профессионалы (профессиональные политики) будут необходимы в исполнительных органах государственной власти (как специалисты - в дирекции предприятия и учреждения). Но и здесь, вероятно, будут ограничения по времени пребывания у власти... Исполнительные органы ...должны избираться, очевидно, на отдельных выборах по территориальному принципу, а кандидаты - выдвигаться политическими партиями» (6, с. 57, 58). Мы вправе заключить, что предписания Иисуса о недопустимости появления в Церкви административно-политических структур вполне логично распространить и на сферу государственного управления - в пределах и формах, необходимых для искоренения таких пороков государственной машины, как громоздкость, раздутость аппарата, коррупция. В этой связи все идеи на этот счет, в особенности о формировании органов власти на основе производственно-территориального представительства, заслуживают сегодня самого тщательного изучения. ...................... Подведем итоги. Из учения Христа следует, что богатство в виде “имения” как частного владения, служащего для извлечения дохода, есть обременение человека перед Богом. Выход - в продаже “имения”, то есть частного предприятия, трудовому коллективу. Из учения Христа следует, что в Церкви недопустимо создавать органы управления, подобные государственным, а органы государственного управления необходимо в максимальной степени очищать от функций подавления и господства и превращать в институты народного самоуправления. Ключ к реализации этих идей - в первоначальном устроении Церкви. Сообщество самоуправляемых Церквей - это прообраз социалистической экономики, состоящей из самоуправляемых предприятий, и отчасти - прообраз сообщества муниципальных общин, в основе своей состоящих из самоуправляемых производственных коллективов, направляющих на выборной основе своих представителей в органы местной власти. Итак, стратегия построения социализма заключается в активной и последовательной деятельности по двум основным направлениям: создание сектора коллективных предприятий в экономике, и построение системы политической власти на местном уровне как совокупности органов местного самоуправления, формируемых из представителей трудовых коллективов. Мирянин в Церкви – член общины как одной семьи, самоуправляемой канонически и экономически. Гражданин на коллективном предприятии - равноправный его совладелец вместе со своими товарищами по труду как член большой самоуправляемой трудовой семьи. Гражданин в обществе - равноправный его соправитель со всеми гражданами, избирающий на своем предприятии кандидатов в органы власти и через них контролирующий органы местного самоуправления. Этот порядок должен распространиться и на принципы распределения населенных пунктов по стране, расселения народа, то есть лечь в основу стратегии градостроительства. «Надо разработать проекты небольших относительно самодостаточных общин-комплексов, сочетающих сельское хозяйство, некрупное промышленное производство, систему образования, медицинское обслуживание, духовные учреждения и воинскую часть. Каждый дом должен иметь хороший приусадебный участок, электричество, водопровод, канализацию, телефон, Интернет. Комплексы должны иметь хорошие средства связи и дороги. Критерием проектирования должна стать не максимизация внешнего выхода производства, но стремление к самообеспечению его жителей всем необходимым, экологичность, самовосстанавливаемость и максимальная автономность. В проекты надо включать и предприятия, которые будут специализироваться на производстве на нужды нескольких общин или на нужды государства в целом; но жизнеспособность поселения не должна зависеть от этих специализированных заводов. Города выполнили свою историческую функцию. Они создали макро-промышленность, которая позволяет создать рассредоточенную мини- и микро-промышленность. Можно сохранить отдельные промышленные зоны, которые будут расположены в безлюдной местности, и в которых сосредоточить наиболее вредные производства, с работой вахтами. В общинах люди будут знать друг друга напрямую. Товарно-денежные отношения будут сведены к минимуму. Такие поселения будут составлять надёжную основу государства. Чтобы выжить в нынешней "цивилизации" насилия, общество должно быть похоже на крепкую сеть самодостаточных узлов, а не на центральный компьютер с полностью зависимой от него периферией. Если что-то произойдёт с одним узлом, остальные должны продолжать работать и взаимодействовать между собой. В новом обществе "столицы" не будет. Функции управления будут рассредоточены. Представительские функции будут выполнять города и поселения по очереди». (Дмитрий Невидимов). Сам того не ведая, Дмитрий Невидимов размеры, порядок образования и взаимодействия городов обрисовал в полном соответствии с первоначальным устроением Церкви. И в первом, и во втором, и в третьем, и в четвертом случаях отношения между людьми построены на одинаковых по сути законах. Это Божьи законы справедливости, равенства и братства, которыми должна быть пронизана вся общественно-экономическая система, жизнь всех людей. |