Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр имеет самую высокую посещаемость в СНГ.
Об этом сегодня после 10 сессии Донецкого облсовета заявил художественный руководитель указанного театра, депутат Донецкого областного совета Марк Бровун, передаёт корреспондент КИДа.
Его слова на пресс-конференции подтвердил спикер Донецкого облсовета Андрей Федорук.
Бровун, Марк Матвеевич
Бровун Марк Матвеевич | |
Род деятельности: |
художественный руководитель Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Награды и премии: |
заслуженный работник культуры Украины, Полный кавалер ордена «За заслуги» |
Марк Матвеевич Бровун — художественный руководитель Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра, заслуженный работник культуры Украины, лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко.
Родился в 24 июля 1946 года в Донецке. Окончил экономический факультет Донецкого государственного университета и режиссёрский факультет Луганского государственного института культуры и искусств.
Был руководителем-тренером сборных команд Донецкой области и УССР по военизированному многоборью. Под его руководством сборная УССР неоднократно становилась призёром, а в 1974 году — чемпионом СССР.
С 1976 года работает в Донецком национальном академическом украинском музыкально-драматическом театре. В 1987 году стал директором театра, а 1994 году — директором-художественным руководителем театра. С 2009 года — художественный руководитель театра[1].
Автор идеи и постоянный ведущий ежемесячной телевизионной передачи о театральном искусстве «У камина», которая более 10 лет выходила на Донецком областном телевидении[2]. Инициатор проведения регионального театрального фестиваля «Театральный Донбасс» и открытого фестиваля спектаклей и концертных программ для детей и юношества «Золотой ключик».
В 1993 году М. М. Бровуну было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Украины»
В 1997 году стал лауреатом премии Национального союза театральных деятелей Украины им. Николая Садовского.
В 2003 году за постановку спектакля «Энеида» стал лауреатом Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко в области театрального искусства.
Полный Кавалер ордена «За заслуги»[1], полный кавалер знака «Шахтерская слава».
Награждён Почетной грамотой Верховной Рады Украины, Почетной грамотой Кабинета Министров Украины, неоднократно награждался Почетными грамотами Министерства культуры и туризма Украины, Донецкого областного совета, Донецкой областной государственной администрации, медалями и почетными знаками.
С 1990 по 1994 год был депутатом Ворошиловского районного в г. Донецк совета. 10 лет был заместителем председателя Донецкого межобластного отделения Национального Союза театральных деятелей Украины.
Депутат Донецкого областного совета 4, 5 и 6 созыва. Председатель постоянной комиссии по вопросам культуры, духовности и поддержки средств массовой информации в 4 и 5 созыве[3][4].
[править] Примечания
[править] Библиография
- Бровун М. Ми відкриті до співпраці/ М. Бровун//Дніпро.-2009.-№ 10.-С. 145—147.
- Население - 1000024 жителя
- Площадь- 385 кв. км
- Логотип- гряда из трех терриконов, два из которых образуют цветовую композицию флага Украины. Третий - оранжевый - символизирует футбольный мяч. Логотип включает также символ города - розу.
- Фан-зона- возле парка культуры и отдыха им. Щербакова (вмещает до 80 тысяч болельщиков)
- Расстояние от Киева- 750 км
- Готовность города к Евро- 95%
- uefaeuro2012.donetsk.ua- официальный сайт принимающего города;
- railway.dn.ua- Донецкая железная дорога;
- airport.dn.ua- аэропорт Донецка;
- restoran.dn.ua- навигатор по развлекательным заведениям.
19 марта 2012 г.
Прямолинейный шарм Донецка
Летом иностранцам на широких центральных улицах и гулять приятно, и заблудиться невозможно.
"Комсомолка" продолжает представлять города, принимающие Евро-2012. Первый украинский в нашем списке - шахтерская столица.
Впервые оказавшись в Донецке, каждый увидит и почувствует этот город по-своему. У человека с богатым воображением наверняка снесет крышу от вида марсианского ландшафта, создаваемого возвышающимися на горизонте терриконами и ощущением, что у тебя под ногами под тонким слоем земли, возможно, ничего нет (шахтеры, словно кроты, уже полтора столетия роют свои "норы" даже в самом центре города). Другие, более прагматичные и циничные, увидят в первую очередь дымящие трубы меткомбината и копры горнодобывающих предприятий. Впрочем, и те и другие не будут отрицать, у этого города есть свой шарм, свое лицо и своя неповторимость.
Одна из особенностей города - в нем практически невозможно заблудиться. По крайней мере в центре. В свое время Донецк строился по принципу линейности: первая, вторая, третья улицы прокладывались параллельно друг другу. Даже с их названиями вначале не заморачивались, так и давали имена: Первая линия, Вторая. Затем со смыслом переименовывали. Так, два центральных бульвара, соединяющихся у здания обкома партии, назвали один именем Шевченко, второй - Пушкина. Дабы подчеркнуть единство двух братских народов и их культур. Точка их соединения долгие годы считалась в Донецке самым главным, центральным местом. До тех пор, пока не появилась "Донбасс Арена". С появлением стадиона центр городской активности сместился сюда. Что неудивительно. Ведь арену сложно назвать просто стадионом. Здесь даже в дни без футбола постоянно что-то происходит - от бизнес-форумов до масштабных культурных мероприятий. Все, кто впервые оказываются в Донецке, начинают знакомство с городом именно отсюда. Хвастаться есть чем, "летающая тарелка" действительно оснащена по последнему слову техники, и все здесь "самое-самое". Самый большой футбольный музей, самый тяжелый гранитный мяч-фонтан и так далее. Кстати сказать, в Донецке искреннее уверены, что решение УЕФА отдать Евро-2012 Украине и Польше было отчасти продиктовано тем, что здесь уже строили "Донбасс Арену". Якобы футбольные чиновники, впечатленные масштабностью донецкого проекта, поверили в серьезность наших возможностей.
Со стадионами в Донецке вообще все в полном порядке. Через дорогу от "Донбасс Арены" расположился РСК "Олимпийский", на котором раньше играл "Шахтер", а в последнее время выступала луганская "Заря". Есть еще маленькая, но очень уютная домашняя арена "Металлурга".
Кроме них, ждет своей участи исторический 40-тысячник "Шахтер". Со временем на его месте собираются сделать поля для академии ФК "Шахтер", а пока у южных ворот арены возводят фан-зону к Евро-2012.
Два ключевых объекта предстоящего чемпионата (фан-зону и "Донбасс Арену") связывает "золотой туристический маршрут" Донецка. Название неофициальное, но уже прочно прижившееся у местных жителей. Пешая прогулка по нему займет около трех часов.
|
"КУБКОВЫЙ БОЕЦ", СТАВШИЙ ЧЕМПИОНОМ
Хозяйничает на "Донбасс Арене", конечно же, "Шахтер". Во времена СССР донецкая команда считалась клубом с особым, "кубковым", характером. Еще бы - команда четырежды становилась обладателем Кубка Советского Союза. Прилично смотрелись "горняки" и на европейской арене, достойно сражаясь в еврокубках с такими грандами, как "Барселона", "Ювентус", "Порту". Последних дончане едва не выбили из розыгрыша Кубка Кубков в сезоне 1983-1984. Но, несмотря на все успехи, до чемпионских вершин в те годы "Шахтер" не дотягивал, оставаясь на вторых ролях.
Громко заявили о себе "горняки" уже в годы независимости Украины, после того как президентом команды стал Ринат Ахметов. В команду стали вкладываться большие деньги, тренерский штаб возглавил Мирча Луческу, и пришел результат.
Сначала дончане потеснили с чемпионского трона киевское "Динамо", а затем выиграли первый в своей истории евротрофей - Кубок УЕФА. В Донецке сбавлять обороты не собираются и впредь. Ринат Ахметов уверен, рано или поздно его команда победит в Лиге чемпионов.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
"Подарочки" и миллион роз
Совсем рядом с "Донбасс Ареной" развернулись главные аллеи парка имени Ленинского комсомола. Места, где в городе принято отмечать годовщины, связанные с Великой Отечественной войной. В конце пути возвышается главный военный памятник города - монумент "Твоим освободителям, Донбасс" ("Освободителям Донбасса"). Скульптурная композиция, состоящая из фигур солдата и шахтера, своими размерами уступает киевской "Родине-матери" (высота "Освободителей" - восемнадцать метров, общая высота монумента вместе с постаментом и знаменем - более 30 метров), но величественна не менее столичного монумента в первую очередь благодаря расположению. Установленная на возвышенности, она кажется гораздо больше, чем есть на самом деле. А со смотровой площадки у ее подножия открывается потрясающий панорамный вид - Донецк как на ладони.
Движемся дальше. Добираясь до следующей точки нашего маршрута, нужно будет единственный раз выйти на обычную городскую улицу. Череду парков, скверов и бульваров прервет квартал пути по проспекту Мира. Пятиминутный рывок вверх - и можно отдышаться у входа в городскую мэрию, присев на лавочке у Царь-пушки. Копия московской была подарена Донецку в 2001 году.
Совсем рядышком расположился "сувенир" от города-побратима. Немецкий Бохум презентовал столице Донбасса колокол. Этот подарок в 10 раз меньше своего прототипа, но популярностью в городе пользуется немалой.
|
Есть у шахтерской столицы и "уникальность", равной которой нет больше нигде. В Европе уж точно. Стационарный парк кованых фигур насчитывает более ста скульптур и продолжает активно развиваться. Чего тут только нет: кованая, но самостоятельно передвигающаяся машина, фигуры всех знаков зодиака, огромные весы, беседка для влюбленных, сказочные персонажи как-то: Муха-цокотуха или Колобок и даже копия Кубка УЕФА, выигранного "Шахтером". Луческу подарил ее городу в память об эпохальной победе. Кстати, установить свою фигуру теперь может любой дончанин, часть сквера отдана под аллею подарков.
Cледующая цель - главный бульвар города имени Пушкина. Начинается он с пальмы. Одна из копий знаменитой пальмы Мерцалова, выкованной мастером из обычной железнодорожной рельсы, которая стала символом Донбасса.
Ее опоясывает небольшой фонтан, на лавочках у которого настолько уютно, что они практически всегда заняты - то влюбленными парочками, то местными бардами.
Центральный парк города - имени Щербакова. Впереди мост через первый городской пруд, исстари привлекавший влюбленных. В середине прошлого века именно это место выбирали наши дедушки и бабушки для первого поцелуя, это считалось верхом романтизма.
Пройдя мост, оказываемся аккурат у статуи, именуемой "Добрый ангел мира", золотая фигурка ангела, венчающая гранитную стелу, установлена здесь как и еще в 70 городах планеты. Здесь нужно выбрать, куда идти дальше: направо - аттракционы и лодочная станция, налево - главный фонтан парка и центральная набережная. Здесь расположился уникальный розарий (самый большой в Украине). Задуман он таким образом, что отцветшие сорта ранних роз сменяют более поздние и поэтому огромная клумба всегда в цвету. Между прочим, к розам в Донецке особое отношение. Еще во времена СССР промышленный мегаполис славился статусом города миллиона роз. В 2010-м в нем вновь распустилось больше миллиона цветов.
|
Что привезти
Подарок из-под земли
Конечно же, на память из Донецка нужно везти что-то добытое из недр. И если кусок антрацита вряд ли сгодится в качестве желанного сувенира, то лампа, сделанная из соли, может стать хорошим подарком. Они и стоят недорого (от 150 гривен), и выглядят необычно, и для здоровья полезны. Кроме того, таких вещей в Европе практически нигде больше не делают, соляные шахты Соледара обеспечивают этим продуктом считай половину континента. Не менее оригинальным подарком может стать роза - еще один символ Донецка. Делают их здесь из всевозможных материалов: металла, стекла и камня.
Донецк
Что попробовать
Котлетный ответ Киеву
Пожалуй, единственным эксклюзивным блюдом, представляющим регион, является котлета по-донбасски. Кстати, об истории создания ее рецепта даже есть легенда. Вроде бы котлету по-донбасски в свое время придумали по указанию руководства местного обкома партии в противовес котлете по-киевски. Подумали, почему у киевлян своя есть, а у дончан нет. Сделали, получилось не так изысканно, но все равно вкусно. Тут же пошла гулять другая легенда-история. Котлета очень похожа на характер донецкого человека: снаружи жесткая и "ершистая", а внутри мягкая и нежная. Еще одной "вкусной фишкой" Донецкого края считаются греческие чебуреки. Дело в том, что юг и восток области были заселены греками еще при Екатерине Второй, и с тех пор здесь остались этнические поселения эллинов. Плохо только, что найти лакомство можно лишь на выезде из Донецка в сторону Мариуполя или в ближайших поселках вдоль трассы. Но искать их стоит. Настоящие, небольшие по размеру с сыром или мясом, которые обязательно нужно есть с домашней ряженкой, они хрустят и буквально тают во рту.
ВАЖНО!
ЦЕНЫ НА ЖИЛЬЕ
Отели:
(указана стоимость стандартных двухместных номеров)
***** 3650 грн.
**** 1038 грн.
*** 610 грн.
** 420 грн.
* 350 грн.
Хостелыот 140 грн. за кровать в общем многоместном номере.
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ
Городской транспорт Донецка - это трамваи, троллейбусы, муниципальные автобусы и маршрутки. На весь транспорт билеты покупаются уже в салоне. Те, у кого есть билеты на матчи, - ездят бесплатно на всех видах транспорта, исключая маршрутки и такси. Транспорт ходит по расписанию. Например, центральный троллейбус № 2, который следует от железнодорожного вокзала до Южного автовокзала через весь центр города, "причаливает" к остановке каждые две минуты. С 10 вечера и до утра курсируют дежурные троллейбусы, автобусы и трамваи - их нужно ждать не меньше получаса. Разовый билет в городском транспорте стоит 1,5 гривны. В маршрутках - от 2 до 3 гривен.
КАК ДОБРАТЬСЯ
Ежедневно по маршруту Киев - Донецк курсирует фирменный поезд "Уголек", который доставит болельщиков из столицы за 12 часов. Купейный билет обойдется в 177 - 208 гривен в зависимости от класса вагона, плацкарт - в 111, а люкс - в 851 гривну. Из Харькова поезд идет 7 часов, билет будет стоить 49 гривен за плацкарт, 71 - за купе и 259 - за люкс. Куда дольше ехать из Львова - более 22 часов. За такое путешествие следует отдать 110, 172 или 696 гривен на плацкарт, купе и СВ соответственно. Куда дороже обойдется авиаперелет. На рейс из столицы билет стоит 1745 - 2165 гривен, из Львова - до 4400 гривен.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
5 января 2012 г.
Мерцание пальмы Мерцалова
О воображаемой миссии и реальном статусе Донецка
«В случае же Донецка меня интересует нечто другое: почему этот город так и не стал больше, чем городом. Почему его элита предпочла ему Киев, почему она оставила Донецк? Почему Янукович подобно Генриху IV решил, что Киев «стоит мессы» и «перешел из протестантства в католичество»?»
Донецк: за и против — как-то неожиданно эта тема всплыла в центральных СМИ. Сначала на интернет-ресурсах, затем на ТВ. Точкой отсчета стала статья «Блеск и упадок Донецка», подписанная «Александр Че» (из которой и взята приведенная выше цитата). Статья вызвала бурную реакцию — категорическое неприятие коренных дончан — патриотов своего города. Уж и не сосчитать, сколько доводов вперемешку с ругательствами посыпалось на голову автора, которым оказался известный киевский журналист донецкого происхождения Александр Чаленко (причем проводить расследование авторства никому не пришлось, поскольку сам он и открыл этот секрет полишинеля на «Большой политике с Евгением Киселевым»).
Но несмотря на шквал критики, автор остался при своем! О чем это свидетельствует — о непоколебимой основательности позиции? Или о непробиваемости по поговорке «как об стенку горох»? Казалось бы — в чем вопрос? Человек имеет право на собственное мнение, пусть и не совпадающее с мнением большинства, имеет право публично высказываться о назревших и очевидных проблемах, о путях их преодоления.
Но вся беда в том, что в данном случае человек, хотя и говорит о вполне разумных и важных вещах, и говорит вроде бы искренне, но... исходит из ложных предпосылок. Это тот случай, когда автором движет не что иное, как желание привлечь к себе внимание. И с изначальным прицелом на возмущение общественного мнения он стремится наговорить как можно больше острого и эпатажного. В результате цели он не достигает, а только «наводит шороху». Но складывается интересная ситуация: как из ложных, надуманных пространств мы выходим — куда?
«Напомню, — пишет Александр Че, — что с 2004 года Донецк стал в оппозицию союзу Киева и Львова. Он вдруг неожиданно стал как бы неформальной столицей другой, альтернативной Украины, и многие надеялись на то, что он ею станет не просто «как бы», а станет неким альтернативным центром выработки нового взгляда, новых идей на украинскую государственность, но он этим центром так и не стал. Его элита вместо умственной, новаторской работы, вместо обустройства города предпочла просто «переехать» в Киев».
Как видим, открывается политический подтекст — и выходим мы ни много ни мало в геополитическое пространство. Симптоматично, что при обсуждении статьи накал страстей зашкаливал и оппоненты, представляющие различные партии, переccорились вдрызг. Таким образом, политическая мотивация оказалась главной в обсуждении, казалось бы, вовсе не политической темы. А там, где примешивается политика, истина отходит на десятый план.
В шуме и суете, в банальной софистике и демагогии толком уже и не разберешься, кто прав, с чего все началось и о чем речь, — в результате многословия и в то же время недоговоренности остается неприятное послевкусие. Именно такой эффект произвела статья Чаленко, завершаемая фразой о том-де, что «Донецк оказался всего-навсего пустышкой, о которой в скором времени забудут, как об историческом недоразумении. И слава Богу!»
А разобраться все же стоит. Потому что если эту тему взяли в оборот — значит, кому-то это нужно. И чтобы этот кто-то не ловил рыбешку в мутной водичке, постараемся внести предельную ясность.
Больше чем город
Александр Че-Чаленко обиделся на Донецк за то, что он якобы не выполнил своей миссии. И некоторые комментаторы умудряются увидеть в этом «искреннюю боль» за родной город. И невдомек им, что эта обида сродни тому, как ребенок обижается на родителей, что ему не купили игрушку, какую он хотел, и его совершенно не интересует, что такой игрушки в магазине нет.
Города действительно — так же, как и люди — имеют свои индивидуальные (а может быть, коллективно-индивидуальные) души и лица. У каждого — своя историческая судьба, с которой нередко связана определенная миссия. В этом смысле не исключение и столица шахтерского края Юзовка — Сталино — Донецк. Но автор статьи «Блеск и упадок Донецка» представляет себе миссию этого города без всякой привязки к его исторической судьбе. Попросту говоря, не знает города, о котором пишет, не знает его истории, не чувствует его жизни, его дыхания — и потому, сам того не замечая, постоянно попадает впросак.
Начал он с мысли о городах — они-де тоже являются действующими силами истории, центрами, вокруг которых складываются империи, и ему «всегда было интересно, как город превращается в эту самую империю или становится фундатором большого государства, как Венеция, Генуя, Новгород и Карфаген, или религиозным центром, как Мекка или Женева, или центром Возрождения, как Флоренция. Что в том или ином городе, в характере его граждан есть такого, что привело к тому, что город становится с течением времени больше, чем просто город». И далее автор задается вопросом о судьбе Донецка: почему, мол, донецкая «элита» во главе с Януковичем предпочла Киев?
А ларчик просто открывался: донецкая «элита», а именно политики и бизнесмены, и в первую голову те, кто пришел к политической власти, меняют не шило на мыло, то есть Донецк на Харьков, Днепропетровск, Одессу, Львов или Винницу, а периферию на центр — на то место, где открывается больше возможностей для их деятельности. Бизнес-интересы (только и всего!) — вот главный и единственный мотив, а вовсе не уходящие в глубь времен исторические и культурные традиции того или иного города.
Ну и, конечно, определяющую роль в выборе постоянного места жительства играет политический статус. Странно, что Александр Че не видит разницы между Богословской и другими персонами, приводимыми им как пример местного патриотизма, — они-де не изменили своим городам и даже сохранили соответственно харьковскую или иную прописку, и теми, кто находится на вершине политической власти. Следуя логике автора, попробуем представить, что Янукович, став президентом Украины, остался в Донецке (а может, лучше в Енакиево?) и своим указом перенес туда столицу! Что за вздор? Но именно из такого недоразумения и состоит вся статья.
Ее главный энергетический заряд направлен на то, чтобы сбить с толку. Приводятся вроде бы веские доводы из истории, культуры, социологии, но все эти «вроде бы» и «как бы» означают что-то недопонятое, недодуманное, находящееся рядом с правдой и около нее, то есть какую-то недоправду или полуправду. И оппоненты, интуитивно чувствующие подмену и возмущенные журналистской, мягко говоря, бесцеремонностью, начинают лихорадочно искать слова оправдания и защиты. А закавыка в том, что автор изначально перевел игру за пределы разума, не по правилам нанося удары ниже пояса.
Среди городов, которые, по мнению Александра Че, становились «больше чем городами» и на которые, надо полагать, должен был ориентироваться в своей миссии Донецк, называются торговые центры Средневековья — Венеция, Генуя, Новгород, а то и глубокой древности — Карфаген, творение семейства Медичи — Флоренция, а также Мекка — духовный центр ислама, — и... Женева.
А что Женева? Чем она так приглянулась автору, что он ставит ее в пример Донецку? Религиозный центр? Действительно, в XVI веке это место деятельности основателя Реформатской церкви Жана Ковена (более известного у нас как Кальвин), который за время своего господства веселый и цветущий город умудрился превратить в склеп, куда не проникал солнечный свет: были запрещены все искусства и даже за досугом горожан установлен жесткий контроль — одного чудака осудили только за то, что он за обедом умял десяток пирожков, — за грех чревоугодия!
«Обладая выдающимися способностями организатора, — в книге «Совесть против насилия, или Кастеллио против Кальвина» пишет Стефан Цвейг, — Кальвин сумел весь город, все государство, некогда состоявшее из тысяч свободных бюргеров, превратить в огромную машину послушания, искоренить любое проявление независимости, подавить во имя своего ставшего монопольным учения любое проявление свободомыслия. Все, что имеет силу в городе, в государстве, подчиняется его всемогуществу: все органы самоуправления, гражданская и духовная власть, магистрат и консистория, университет и суд, финансы и мораль, духовенство, школы, палачи, тюрьмы, каждое написанное, сказанное и даже шепотом произнесенное слово. Его учение стало законом, и того, кто решится высказать хоть малейшее возражение против этого учения, тотчас же наставят на путь истины: темница, изгнание или костер — эти аргументы любой духовной тирании блестяще разрешат все споры; в Женеве существует лишь одна правда, и Кальвин — ее пророк».
Так на какие заслуги здесь ориентироваться? Исходя из логики Александра Че, не суть важно, чем город прославился, — главное, что так или иначе он стал каким-то центром. Следуя этой мысли, можно сказать, что Донецк упустил свой шанс стать религиозным центром, не создав оптимальных условий для деятельности одной весьма известной своей уроженки. Ведь именно отсюда родом Марина Мамонова (она же Марина Цвигун, она же Мария Дэви Христос, она же Виктория Преображенская), и именно в Донецке состоялось ее историческое знакомство с Юрием Кривоноговым, результатом чего стало печально известное «Белое братство». Да вот незадача — «сливки» с деятельности «братства», включая финальный аккорд в Софийском соборе, достались опять-таки Киеву, а Донецк — к вящей досаде Че — снова пролетел!
Вот какой винегрет можно получить, если фрагментарные понятия о старине переносить на современность. Но именно это и происходит в буйной головушке «шапкозакидательного» критика. Обратим внимание, что все его примеры взяты из далекой истории — он называет города, прошедшие свой исторический пик, когда Донецка еще не было и в помине! А не разумнее ли вместо совершения экскурсов в прошедшие эпохи более внимательно оглядеться в собственном времени и увидеть, как может выглядеть «больше чем город» не вчера, а сегодня? Вот — центр мафии Палермо, «город греха» Лос-Анджелес, столица хиппи Сан-Франциско, центр «электрического» блюза Чикаго, колыбель джаза Новый Орлеан, промышленно-научный Бирмингем, разношерстный Марсель и «шелковый» Лион... — что-то грандиознее (как два центра Западного побережья), что-то поскромнее (хотя и с гораздо более древней историей), но в общем картинка получается вполне под стать Донецку — очевидно, что с перечисленными «больше чем городами» у столицы шахтерского края есть много общего как в энергетическом плане, так и функциональном!
Каменные джунгли
И в этой связи разберем один из «наиболее убедительных» доводов Александра Че против Донецка: «На днях позвонил одноклассник Роман Ч., бывший прокурор, сообщил страшную новость — девятилетний сын другого моего одноклассника Сергея С. повесился. Семья вполне благополучная, у одноклассника несколько точек на рынках. Возвратились с женой с базара, а сын висит. Что произошло, непонятно. А двадцать лет назад младшего брата Сергея Сашу, наркомана, выносившего из квартиры все на продажу, чтобы купить зелье, нашли мертвым неподалеку от Калиновской балки. Из 40 моих одноклассников и одноклассниц четверо попали в тюрьму, причем двоих уже нет в живых...» — и т. д. и т. п. о наркомании, суициде, изнасилованиях, из чего, по авторскому замыслу, следует сделать вывод, что Донецк — это город самоубийц, наркоманов и насильников. «Что-то, видимо, в городе не то, нет в нем нормальному человеку перспективы», — подытоживает Че.
И кто тут не поверит в искренность? Нет сомнений, что все отмеченные случаи действительно были. Но вот парадокс: несмотря на такую правдивость, правды в словах автора нет! Как у Высоцкого:
Некий чудак и поныне за правду воюет, —
Правда, в речах его правды —
на ломаный грош:
«Чистая правда со временем
восторжествует, —
Если проделает то же, что явная ложь!»
Но чтобы долго не доказывать совершенную очевидность, лучшее, что можно сделать для просвещения Чаленко, — дать ему задание исследовать статистику самоубийств, изнасилований, наркомании на душу населения в Донецке и для сравнения — в других крупных городах: в Лос-Анджелесе, Чикаго, Бирмингеме... а также в Киеве, Харькове и т. д.
И если в Донецке эти показатели окажутся действительно намного выше, тогда уж ничего не остается, как согласиться с выданной нелестной характеристикой. В противном же случае такие журналистские подходы отдают откровенной «желтизной».
Большие города недаром называют каменными джунглями. Утрата ориентиров, оторванность от живой природы и, следовательно, от энергетической подпитки, экологическое загрязнение в смысле как различных техногенных выхлопов, так и негативных психических энергий, продуцируемых огромным скоплением людей, не могут не сказываться на людях с неустойчивой психикой. Тем более когда они вовлечены в водоворот бурной жизни, лишенной сдерживающего фактора.
По сути мегаполис — это засасывающая воронка. Как поется в одной из песен Deep Purple,
«вращаются, вертятся колеса
каждодневной жизни,
И плач то затихает,
то вновь усиливается...»
Именно в этих все перемалывающих жерновах — причина крушения многих человеческих судеб.
Но для Чаленко важна не объективная реальность, не принципы, лежащие в основе глобальных процессов, — всю свою антидонецкую концепцию он пытается построить исходя исключительно из собственных житейских проблем и впечатлений: «Я, дончанин, и сам 17-летним парнем, впервые приехав в Киев, чтобы поступать в университет, увидев Крещатик, настолько сильно влюбился в столицу Украины, что это стало дополнительным стимулом для того, чтобы я поступил с первого раза и остался в нем навсегда. Помню, как я хватался за первую возможность, чтобы после окончания ВУЗа не возвращаться в этот серый, унылый, провинциальный и неинтересный ничем Донецк».
Ну что ж, ухватился, реализовал свою голубую мечту и в унылый Донецк больше не вернулся — так чего ж ты возвращаешься к нему в своей статье? Если он тебе ничем не интересен и ты с ним навсегда расстался, вот и иди своей дорогой, а город оставь тем, кому он интересен! Но сбежавший студент норовит и вроде бы «болеть» за Донецк, о миссии донецкой как бы беспокоиться, и в то же время крыть его последними словами.
Да и что это за «боление» со стороны? Так не бывает! Болеть можно только изнутри. А со стороны можно только говорить путаные вещи: «Архитектурно Донецк ничтожен. Центр еще так ничего, но если отойти от центра — это сплошные ужасные панельные дома и хрущебы. У города нет некоего амбициозного начальника, который бы сделал его городом, добавил бы ему модерна и красоты, сделал бы из Донецка новую Барселону. Нынешние «красоты» города ни на что никого вдохновить не могут. Такая аура не способствует появлению гениев, а лишь к появлению алкоголиков, наркоманов, самоубийц, преступников и прочих неприличных товарищей».
О причине появления «неприличных товарищей» мы уже говорили, отметим лишь, что и аура городов с прекрасной архитектурой — Парижа, например — почему-то вовсе не способствует уменьшению их количества. Обратим также внимание на вдруг возникшую параллель Донецк — Барселона. И хотя в футбольном плане вроде так все и получается: и пальму первенства у столичного клуба отобрали, и на европейскую арену удачно вышли, и красавец-стадион построили — но сделать из Донецка новую Барселону в плане архитектурном...
Интересно, знает ли Александр Че о возрасте Барселоны? Ее основание легенда приписывает «герою греческих мифов Гераклу за 400 лет до основания Рима... в 3-м столетии до н. э. город был отстроен карфагенянином Гамилькаром Баркой, отцом Ганнибала, который назвал город Барсино в честь своей семьи. Вторая легенда приписывает основание города непосредственно Гамилькару Барке» (Википедия). А сколько лет Донецку? 142 — из них 48 приходится на период, когда Юзовка имела поселковый статус. Архитектурное же лицо приобретается не в одночасье, не решением амбициозного градоначальника, а путем естественного исторического развития. И потому архитектурные претензии выглядят в данном случае аналогично тому, как если бы грудного младенца стали укорять, что, дескать, в жизни своей он ничего так и не достиг!
И еще насчет перспективы. Обратим внимание, что из «унылого» Донецка будущий его критик убежал все-таки не в Харьков или Одессу, а именно в Киев. То есть в столицу, где действительно открывается гораздо больше возможностей, чем в не менее красивых, но нестоличных центрах. Но и здесь вопрос: а большая ли у него перспектива в Киеве?..
То, что на поверхности
Причина номер один, по которой донецкая «элита» предпочитает перебираться в Киев, по версии Александра Че, это «отсутствие истории, интеллектуальных традиций». И вот как он это разъясняет: «...житель Киева или Харькова, или Одессы может похвастаться, сказав, что, к примеру, в парадном его дома 150—100 лет тому назад жил Лесков или Булгаков с Вертинским, а в местном университете учился Пилсудский или Бердяев... Житель же Донецка ничем подобным похвастаться не может, на рассказ о знаменитостях он потратит не больше минуты... Много ли вы знаете фильмов, романов, пьес, посвященных Донецку, много ли вы знаете крупных писателей, художников, религиозных деятелей, ученых, философов, которые на постоянной основе бы работали в Донецке?.. Самые известные музыканты, которых дал Донецк Русскому миру: певица Фрида и певец Михей!»
Отметим один весьма интересный и важный штрих. Дело в том, что слова эти характеризуют вовсе не Донецк, — они о самом Александре Чаленко и о воззрениях, появляющихся, если смотришь не на суть явлений, а на внешний блеск, если идешь не вглубь, а скользишь по поверхности, знаешь общеизвестное — что постоянно мелькает перед глазами, и принимаешь его за единственно реальное и стоящее внимания.
Например, не чужд человек рок-музыки, не прочь разок-другой прогнать на досуге коллекцию хитов от Deep Purple, Led Zeppelin и Pink Floyd — но он уверен, что творчеством этих коллективов рок-музыка и ограничивается. А о других — Atomic Rooster, Quatermass или Warhorse — если и слышал, то счел недостойными внимания, ведь не общеизвестные, не массово популярные!
Или как бы интересуется человек историей — знает имя Кальвина, но зеленого понятия не имеет о Кастеллио, о Яне Амосе Коменском, о Роджере Бэконе и Джоне Ди. И невдомек ему, что без знания фактуры, мало-мальского углубления, уяснения взаимосвязей невозможно иметь более-менее верного представления о предмете.
В результате мышление поражают такие недуги, как стереотипность и то измельчание, что именуется ныне «попсовостью», соответственно этому формируется и Чаленково представление об элите. Под этим словом у него подразумевается то, что находится на поверхности, те, чьи имена на слуху, — писатели из школьного курса, наиболее известные исторические деятели; касательно же современности — влиятельные политики, бизнесмены, главные персонажи «светской хроники» да еще те, кто чаще других мелькает в телерадиопространстве, на столичных околополитических и околокультурных тусовках, — одним словом, «звезды» современной шоу-политики.
Следуя такому разумению, к «элите», помимо прочих, относятся и нардеп Ляшко, и участницы движения «Фемен», и «художник» Поярков, известный прежде всего как балаболка...
Конечно, ничего подобного в Донецке нет, да и быть не может по причине и нестоличного статуса, и младенческого возраста, и шахтерско-промышленной, а не культурной специфики. Но главное даже не это, а то, что Чаленко не знает и знать не хочет того, что есть! Неведомо ему, что позитивная аура города формируется не политиками, не бизнесменами, не теми, кто при первой возможности норовит получить столичную прописку, и даже не архитектурой — культурное пространство неизмеримо шире, разнообразнее того, что общеизвестно и раскручено.
Лично меня с этим городом связывает то, что я в нем учился, — в течение шести лет по три раза в год приезжал на сессии. Я не могу претендовать на фундаментальные знания истории Донецка, но ощущение города, понимание его индивидуальности сохранилось. И когда я взялся за развенчание Чаленковых антидонецких фантазий — чувствуя свою взаимосвязь с Донецком, испытывая благодарность за временное свое пребывание в его лоне и бросив заинтересованный взгляд в его сторону, — тут же увидел то, что в упор не замечает Чаленко.
«Житель Киева или Харькова, или Одессы может похвастаться... Житель же Донецка ничем подобным похвастаться не может...» — спрашивается, а зачем вообще хвастаться? Кому это нужно? На ум приходит ребенок, хвастающий редкими игрушками. И дружить он будет, конечно, не с «бедным родственником», а с обладателем не менее ценного «богатства». Но если наши представления о жизни переросли уровень песочницы, то впору понять пару простых истин: во-первых, не нужно слишком многого хотеть; во-вторых, нужно видеть то, что есть, и бережно к нему относиться.
У Чаленко были все возможности обстоятельно ознакомиться с предметом — изучить работы своих современников, донецких краеведов Олега Измайлова, Дмитрия Корнилова, Владимира Корнилова. Но зачем? За столичной суетой и эпатажем разве до того?
На сайте «Обозреватель» от 16.07.2011 Олег Измайлов в беседе с Чаленко, критически рассуждая о «колбасных интересах», то бишь о конформизме, свойственном, по его мнению, дончанам, в то же время поведал о многом, что могло бы пролить свет на специфичность донецкой истории, помочь правильно ее уяснить. Такой, например, факт: «Константин Паустовский, приехавший в Юзовку в 1916 году работать на снарядном заводе, оставил после этого эпизода своей жизни рассказ «Гостиница «Великобритания». Это официально. А неофициально вот, что он писал своей невесте сразу по приезду 25 марта того года: «В глубокой яме, в выжженной степи, в туманах пыли — грязное, полуеврейское Юзово. Заводы и шахты. Желтое небо и черные от копоти люди, дома, деревья, лошади. Гиблое место. А завод напоминает одну из самых суровых и мрачных грез Верхарна»
В 1916-м — о чем это говорит? Да о том, что впору удивиться, как за каких-то неполных сто лет «глубокая яма» превратилась в столицу Донбасса! То есть, по зрелой логике, удивляться следует не упадку, а бурному развитию! А то, что любое развитие предполагает чередование взлетов и падений — явление самое что ни на есть естественное. Но исходя из той же зрелой логики напрашивается и другой вывод: пальма Мерцалова не может сверкать, подобно бриллианту, — она сделана не из того материала! — поэтому она не сверкает, а мерцает. Но очевидно, что в своих мудрствованиях Александр Че пользуется вовсе не зрелой логикой, а чем-то другим.
Учись, студент!
«Много ли вы знаете фильмов, романов, пьес, посвященных Донецку, много ли вы знаете крупных писателей?» — вопрошает автор. Но кто для него крупный, а кто мелкий, то есть недостойный внимания? Надо полагать, все определяется опять-таки фактором общеизвестности, «раскрученности», нахождением не в глубине процесса, а на его поверхности. Именно по этой причине от его — вовсе не пытливого! — взора надежно укрыты не-общеизвестные имена. «Ну, разве что вспомнит, что тут проездом был кто-то из великих: киевлянин Константин Паустовский какое-то время служил с кем-то на металлургическом заводе... Василий Гроссман как-то тоже сюда почему-то попал. И все они тут побывали проездом, не задержались».
Вообще-то задача любого взявшегося писать на заданную тему заключается в том, чтобы выявить закономерность и органичность описываемых явлений, для чего, ясное дело, необходимо проникнуть вглубь, в корневую систему. Но у Чаленко все наоборот — не вглубь, а по верхам, отчего механистичность поражает его во всем — в попытках валить в одну кучу и увязывать разнородные понятия, оставаясь при этом абсолютно глухим к замечаниям извне.
Показательно, что эта механистичность незаметно для самого автора проявляется и формально — в его речевых оборотах: кто-то из великих, какое-то время, с кем-то, как-то тоже, почему-то попал. Паустовского он называет киевлянином. Но родился писатель в Москве, умер в Москве, жил во многих городах, а в Киеве всего лишь учился в школе. Откуда же взялась столь явная натяжка? Только ли невежество сказалось? Думается, что еще и желание в пользу наспех придуманной теории слегка «передернуть» — а что за подобные вольности полагается в среде карточных игроков?!
А ведь уяснить природу взаимоотношений писателей с Донецком — нет ничего легче. Даже чисто информативная Википедия в полной мере предоставляет такую возможность: «В 1890 году к брату приезжал Викентий Вересаев, который в 1892 году на юзовском материале пишет восемь очерков под общим названием «Подземное царство». В 1892 году Вересаев вновь приезжает в Юзовку для борьбы с холерой. Этот приезд ложится в основу повести «Без дороги», в которой рассказано об условиях труда и быта шахтеров. В 1896 году как корреспондент киевских газет в Юзовку приезжает Александр Куприн. Он пишет очерки «Юзовский завод», «В главной шахте» (о Гладковском руднике), «В огне» (о металлургическом заводе) и повесть «Молох». Юзовку от газеты «Приазовский край» в 1896 году посещал Александр Серафимович, который потом написал рассказ «На заводе». Константин Паустовский приезжал на Юзовский завод в качестве приемщика снарядов, свой приезд в Юзовку он описал в автобиографической «Повести о жизни. Беспокойная юность». В 1920-х годах в Донецке жил Василий Гроссман, который в 1934 году опубликовал повесть из жизни шахтеров и заводской интеллигенции «Глюкауф». Также в романе Гроссмана «Степан Кольчугин» действие происходит в Юзовке накануне 1905 года».
Думаю, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сделать вывод: все перечисленные выше «крупные писатели» попадали в Донецк, то бишь в Юзовку, не почему-то и как-то, а по вполне понятным причинам. Выполнив же конкретное задание, попутно выдавали на-гора плоды своей профессиональной деятельности — запечатлевали для истории особенности труда и жизни шахтеров. И если бы Чаленко действительно интересовал данный вопрос, волновала судьба Донецка, он бы не преминул вдоль и поперек изучить это наследие. Но беда в том, что оно его вовсе не интересует!
Каждый город хранит свои тайны от непосвященных. Проникнуть в них можно, лишь оказавшись внутри действа. И тогда даже в самой, казалось бы, нехудожественной среде откроется бездна поэзии. Меня, только слегка приоткрывшего дверь в донецкую тему, с ходу привлек факт, что именно в Донецке (тогда Сталино) в 1938 г. окончил школу великолепный поэт Юрий Левитанский.
Возникло желание ознакомиться с публицистикой и художественными произведениями местных писателей так называемого краеведческого направления. В частности, Ильи Гонимова — автора книг «Шахтарчук» (1930), «Старая Юзовка» и «На берегу Кальмиуса» (1940); Григория Володина, чьему перу принадлежат жанрово и тематически столь различные книги, как «Синий луч» (1957), «Зоревой Донец» (1960), «Мерцаловская пальма» (1967), «Дикое поле» (1982); Ларисы Черкашиной — «В нашем городе» (1947), «Город шахтеров» (1950), «Донецкая быль» (1950).
Наверняка это чисто советские писатели — представители соцреализма. Однако и Донецк ведь по сути своей чисто советский город, ставший в полном смысле городом — и даже «больше чем городом»! — именно в советское время. Поэтому изучать историю Донецка, его культурную ауру и говорить о его миссии можно лишь после того, как изучишь его «низовую» культуру, в частности произведения местных авторов. С другой стороны, художественно-содержательный план в литературе местного масштаба может оказаться на вполне достойном уровне — и драгоценной тинктуры можно извлечь здесь поболее, чем из ультрасовременных и суперпопулярных мировых «шедевров», таких как «Антихрист» Ларса фон Триера или «нетленки» от Тарантино с Родригесом.
«Много ли вы знаете фильмов... посвященных Донецку?» А много ли есть фильмов про Барселону или Марсель? Про Кельн или даже Рио-де-Жанейро? Львов или Харьков? Да и смысл кинематографа разве в том, чтобы снимать фильмы о городах? Но абсолютно невразумительный довод наталкивает на здравые размышления: были в советское время киностудии в Киеве и Одессе, но с распадом Союза их не осталось — почему же столь любезная Чаленкову сердцу культурная аура Киева (вкупе с его столичным статусом!) не повлияла на сохранение киевского — и всего украинского! — кино?
Собственного кинематографического хозяйства в Донецке никогда не было, поэтому о многом говорить не приходится. Тем не менее в кино Донецк вошел благодаря именно своему статусу шахтерской столицы. Как недюжинное явление в силу своей величины находит достойное отображение, казалось бы, в совершенно далеких от себя сферах, так и Донецк с его духом, аурой, индивидуальностью, несмотря на свою «некиношность», оказался запечатленным в кино. И по крайней мере три связанных с этим городом фильма достойны золотого кинофонда.
Помимо не нуждающейся в представлениях исторической «Большой жизни», это фильм Владимира Хотиненко «Зеркало для героя», поставленный на Свердловской киностудии в 1987 г. и снимавшийся в Донецке. Его фантастическое содержание опирается на идею связи времен и на фактуру послевоенного Донбасса. И это как раз тот случай, когда философская глубина и бездна поэзии открываются в сером, неприглядном бытии. Как, к примеру, в коммунистической прозе Андрея Платонова или же в творчестве «певца дна» Тома Уэйтса.
Связь с Донецком усиливается еще и тем, что в основу фильма легла одноименная повесть Святослава Рыбаса — видного русского писателя, автора многих произведений художественной и биографической литературы, среди которых «Жизнь и смерть Петра Столыпина», «Генерал Кутепов», «Генерал Самсонов», «Варианты Морозова» и написанная в соавторстве с дочерью Екатериной двухтомная биография «Сталин. Судьба и стратегия», изданная в 2007 г. Так вот, Святослав Рыбас — обладатель столь внушительного послужного списка, к которому можно добавить должность председателя Фонда восстановления храма Христа Спасителя (1989) и звание почетного члена Академии военных наук Российской Федерации,— коренной дончанин, родившийся в 1946 г. в Макеевке, долгое время работавший в Донецке — шахтером, научным сотрудником, журналистом...
Наконец, снятый в 1994-м и вышедший на широкий экран спустя 17 лет, в 2011-м, воистину последний советский киношедевр «Мастер и Маргарита» коренным образом связан с нашей тематикой тем, что поставлен уроженцем Донецка Юрием Карой. Поэтому на слова Чаленко о том, что «житель Киева... может похвастаться, сказав, что, к примеру, в парадном его дома 150—100 лет тому назад жил... Булгаков», житель Донецка может ответить куда более серьезным доводом!
И навеки я болен тобой...
Статья «Блеск и упадок Донецка» вызвала возмущение у многих дончан. Пытаясь опровергнуть измышления провокатора, некоторые стали впадать в другую крайность — доказывать, насколько богат талантами Донбасс! Отвечая на один из таких панегириков, Олег Измайлов отметил: «...а что значит «много» в Донбассе поэтов, писателей, композиторов? Просто много или много выдающихся? И в первом, и во втором случае это, мягко говоря, не соответствует истине. Потому как не больше, чем, например, в Киеве или там Саратове, Орле, Туле и т. д. И спортсменов выдающихся, думаю, тоже норма. Я уж молчу о новейшей истории. У нас в Донбассе главный капитал — наша технологическая цивилизация, наши инженеры, техники, рабочие. Это действительно, почти уникальный народ. Ну, и наши девчата — вот тут точно никто не поспорит: такого количества красивых и симпатичных более не сыщешь нигде».
С этим трудно не согласиться. Да и разве дело в количестве «гениев» на душу населения? Тем более что толпа распознаёт гения, как правило, после его смерти, да и то не всегда. Но интересно другое. Пытаясь обосновать бесплодность и безблагодатность Донецка, Александр Че утверждает буквально следующее: «Самые известные музыканты, которых дал Донецк Русскому миру: певица Фрида и певец Михей!» И эта фраза способна потрясти до глубины души, вынуждая безоговорочно согласиться со стариком Эйнштейном о том, чему нет предела!
Ну, допустим, человек не знает и не любит советской эстрады, потому не в курсе, что с Донецком тесно связаны жизнь и творчество Юрия Богатикова, Иосифа Кобзона, Евгения Мартынова, Юрия Гуляева. Допустим, не интересуется он хореографией и никогда не видел выступлений всемирно известного, созданного в 1937-м (!) и поныне активно гастролирующего ансамбля песни и пляски «Донбасс». Допустим, он дилетант в классической музыке и не ведает, что на донецкой земле родились такие звезды мирового уровня, как певица Людмила Шемчук и пианист Михаил Рудь, а уроженка Харькова балерина Инна Дорофеева много лет работает в Донецком национальном академическом театре оперы и балета. Допустим... Но оказывается, что в украинской, в частности столичной, журналистике можно писать о культуре Донецка и при этом не знать о существовании Вадима Писарева и Анатолия Соловьяненко — и это уже за пределами допустимого!
И наконец, джаз. Недаром в числе городов, с которыми можно сравнить Донецк, мы вспомнили джазовый Новый Орлеан и блюзовый Чикаго. Ведь Донецк, помимо всего прочего, это еще и общепризнанный отечественный центр джаза. В статье Александра Че об этом нет даже намека — впрочем, после всего удивляться уже не приходится.
А между тем еще с конца 60-х гг. здесь проводится крупнейший на Украине фестиваль «До#Дж» («Донецкий джаз»), принимающий мировых звезд; в последние годы стартовал международный фестиваль «Джаз-форум»; среди тех, кто держит марку донецкого джаза, такие асы, как трубачи Валерий Колесников и Станислав Лавриненко, пианисты Анатолий Лозовский и Виктор Дидык, мэтр бас-гитары Владимир Денежный, барабанщик-виртуоз Артур Фролов, талантливый саксофонист Евгений Глазунов. Ведет активную гастрольную деятельность биг-бенд Донецкой музыкальной академии под управлением Михаила Мартыненко, неоднократно получавший высокую оценку на престижных джазовых фестивалях.
Так кто же создает положительную ауру города? Думается, вовсе не архитектура и уж никак не бизнесмены с политиками. Положительная аура города — результат интеллектуальной, духовной, творческой и эстетической деятельности людей, неразрывно с ним связанных. И потому завершить свой рассказ о Донецке уместно словами тех, кто влюблен в свой город и чувствует с ним эту нерасторжимую жизненную связь.
Такой человек — Карина Кичик, джазовая певица и поразительно красивая женщина:
«Я люблю Донецк, мои близкие друзья любят Донецк, и мы верим, что у нашего города прекрасное будущее...
По воскресеньям мы собирались большой греческой семьей у бабушки по отцовской линии, готовили чебуреки, а потом папа играл на баяне, все танцевали, пели песни и веселились. У нас огромная семья. Папа — греко-татарин, а у мамы смешение многих кровей — украинцы, поляки; прадедушка — тот вообще был цыганским бароном.
После окончания школы я поступила в музыкальное училище на фортепианный отдел, и началось волшебное время студенчества. После занятий любила прогуляться по городу, наслаждаясь значительными изменениями в лучшую сторону. Начали строить новые дороги, дома, реставрировать театры, прокладывать новые маршруты.
Я безумно влюбилась в оперу. Репертуар нашего театра знала почти наизусть, а дома играла клавиры для удовольствия... В Донецке познакомилась со своей второй половиной — джазом, и жить теперь без него не могу. Поэтому мой джазовый центр именно Донецк.
Джаз подарил мне свободу...»
И замечательный современный поэт и бард Владимир Завгородний, написавший своему родному городу:
И навеки я болен тобой,
даже временем не излечим.
По бессчетным бульварам твоим,
по твоим философским пивным
я брожу, неприкаянный твой пилигрим.
На ристалище диких полей,
прах времен под асфальт погребя,
в свои дерзкие трубы трубя,
ты бузишь, землю с небом долбя.
Боги пухом твоих тополей
умывают тебя.
Словно розы своей лепесток,
ты сорвал меня, бросив ветрам.
Но вернусь я, вернусь, дай лишь срок,
и вдохну твой полуденный смог,
как вдыхает расстрига-дьячок фимиам.
На чужбине леса, как во сне,
небеса льют бальзам для сердец...
Черный камень храня в глубине,
серый камень держа на спине,
хоть немного поплачь обо мне,
мой Донецк.
Данное эссе написано в знак личной благодарности городу Донецку, вызвано потребностью защитить его от всевозможных недобросовестных выпадов последнего времени и посвящается моим донецким друзьям Карине Кичик, Олегу Измайлову, Виталию Чернышеву и Стасу Козлову.
Важнейшие новости, оставшиеся в тени
Чаще всего вспоминают то, с чего начинались выпуски новостей, чем нас дружно потчевали телеканалы и газетные полосы. Об этом — в уникальной интернет-подборке «События года», подготовленной журналистами нашего сайта.
Но разве страна и мир жили только этим? Разумеется, нет. Поэтому сегодня мы рассказываем нашим читателям о важных — в чем-то даже судьбоносных или весьма поучительных для Украины — событиях 2011 года, незаслуженно оставшихся в тени.
Украинские униаты бросают вызов Риму
В августе—сентябре Украинская греко-католическая церковь впервые провела собор (внецерковный съезд) за пределами Украины (в Бразилии). Тем самым был задекларирован как бы вселенский статус этой церкви, официально подчиняющейся Папе Римскому. Собор назвали «патриаршим», хотя в статусе патриархата Ватикан украинским униатам отказывает. Таким образом, с избранием весной этого года нового руководителя церкви — Святослава Шевчука — можно говорить о новом этапе скрытого противостояния УГКЦ и Святого престола в вопросе повышения статуса украинской униатской церкви.
Намаз, не услышанный властями
В августе увидел свет первый перевод Корана на украинский язык. Появление украинского текста Корана — примета меняющегося времени. Еще одно подтверждение этого: открытие в Киеве мечети Ар-Рахма, состоявшееся 2 декабря. Это свидетельствует о том, что мусульман на Украине, в т. ч. в Киеве, становится больше. Мечеть весьма велика по размерам и рассчитана на 3 тыс. молящихся. Всего в столице живут почти 60 тыс. мусульман. Это самая крупная магометанская община за всю многовековую историю Киева.
По разным оценкам, численность тех, кто поклоняется пророку Мухаммеду, в стране достигает 2 млн. чел. Точную цифру назвать не может никто, а это значит, что государство уделяет недостаточно внимания людям, исповедующим ислам. СМИ также их практически не замечают: нет теле- и радиопередач, посвященных мусумальманству, в явном дефиците телеведущие, дикторы и журналисты, специализирующиеся на данной тематике.
В то же время на теме численности мусульман все активнее спекулируют различные националистические организации, на деятельность которых власти, как правило, реагируют вяло и с большим опозданием. Чем это чревато — догадаться нетрудно.
Евро выходит из моды в «новой Европе»
Украинцам, хранящим деньги в иностранной валюте, очень важно знать, что, несмотря на все разговоры о том, что греки и итальянцы все чаще обсуждают возможность отказа от общеевропейской валюты ради возвращения к старым добрым драхмам и лирам, есть и более тревожный индикатор перспектив существования евро. Практически все страны Восточной Европы, годами упорно пытавшиеся добиться членства в валютном союзе объединенной Европы, сегодня всерьез задумались — а надо ли им это. Такая важная новость тоже прошла практически незамеченной.
Польша должна была перейти на евро в 2012 г., но эти планы перенесены на неопределенный период. «Если строить финансовый союз с общей валютой на ожиданиях, чаяниях и общеевропейской идее, первые проблемы могут возникнуть уже через 10 лет», — заявил польский аналитик Ян Филипп Станилко.
В апреле правоцентристское правительство Болгарии отказалось от идеи вступления в зону евро в 2013 г., оправдывая свое решение необходимостью дополнительной подготовки. Президент Румынии также дал понять, что запланированная дата перехода на евро (2015 г.) может быть сдвинута еще «на год или два». Латвия и Литва и рады бы последовать примеру Эстонии, которая перешла «на евро», но сегодня в этих странах говорят, что ранее установленные даты смены валюты явно нереальны, а руководитель центрального банка Литвы осторожно заметил, что к членству в еврозоне не следует стремиться по принципу «вступи любой ценой».
Пересмотр отношения к евро в тех странах, которые бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд в свое время назвал «новой Европой» (государства, долгое время отчаянно добивавшиеся европейской интеграции), — фактор, который должны учитывать все украинцы, думающие о будущем своих валютных накоплений.
Под шум волны
К новости о сооружении в Киеве океанариума почти все отнеслись, как к очередной попытке столичных чиновников построить радужный замок перспектив из серого уныния современности — то есть как к тоскливой нелепости. Никто не заметил, что на самом деле тщательно продуманный проект «развал зоопарка» вошел в финальную стадию — застройки лакомого куска дорогостоящей земли.
Итак, зампредседателя столичной горадминистрации Руслан Крамаренко сообщил, что мэрия объявила конкурс по привлечению инвесторов к строительству океанариума в Киевском зоопарке.
Для начала факт первый: строить в тесном столичном зоопарке негде, сперва нужно что-то снести. И верно — после знакомства с планами становится ясно, что возводить океанариум собираются на месте недостроенного комплекса для обезьян, в который... уже было вложено 16 млн. грн. бюджетных средств!
Факт второй: чиновники называют цифру необходимых инвестиций в проект — 60 млн. грн. Сравните: для строительства московского океанариума не хватило $600 млн. Один из самых маленьких в мире Санкт-Петербургский океанариум обошелся в более чем $16 млн.
Факт третий: частные океанариумы во всем мире не способны окупиться продажей билетов. Именно поэтому подобные сооружения (если в них не вкладывает государство) строятся, как правило, в комплексе с шопинг-молами. Отсюда вывод — если в киевском зоопарке и появится маленький океанариум, то в большом торгово-развлекательном комплексе.
Теперь становится понятной и многолетняя возня, призванная довести зоопарк до ручки — в таких условиях инвестор-застройщик будет представлен общественности большим благодетелем умирающего и дискредитированного объекта. А Киев приобретет «славу» единственной евпропейской столицы, где в мирное время был уничтожен зоопарк. В Белграде его сохранили даже под натовскими бомбами.
Эмигранты возвращаются
Продолжающийся финансово-экономический кризис в Европе вызвал массовое возвращение на родину тех, кто искал лучшую долю на чужбине. Причина этого очевидна — сокращается число рабочих мест и национальные правительства в такой ситуации склонны поддерживать в первую очередь местное население, возможности социальной адаптации «пришлых» резко снижаются.
Другая причина — несмотря на общий кризис, некоторые страны Восточной Европы (в том числе и Украина) демонстрируют рост экономики, что вселяет в их сограждан, уехавших на работу за рубеж, надежду пережить тяжелое время на Родине или просто вернуться домой.
Так, более половины польских рабочих, выехавших в Великобританию еще в 2004 г., воспользовавшись преимуществом свободы передвижения по территории ЕС, возвращаются, сообщает польский Институт миграционной политики. В этой тенденции нет ничего удивительного: в 2010 г. Польша добилась экономического роста на уровне 3,8%, опередив все страны Западной Европы. В то же время уровень безработицы в Британии достиг 8%.
Возвращаются на родину даже турки из Германии, несмотря на то, что ФРГ демонстрирует впечатляющий уровень экономического роста по меркам ЕС. Но расслоение общества лишь усиливается, а размер оплаты труда рабочих с низким уровнем доходов остается практически замороженным. Может быть, именно поэтому 38% этнических турок — выпускников вузов Германии, на протяжении 50 лет неизменно стремившихся остаться здесь, — сегодня намереваются вернуться на родину.
Кроме того, более половины турецких студентов признают, что уже не чувствуют себя комфортно в Германии. Отчасти эта тенденция может быть спровоцирована негативным отношением немцев к мусульманам, но большинство турок предполагают найти дома достойную работу, рассчитывая на недавний экономический бум в Турции. В этом есть резон, поскольку в 2010 г. страна заняла третье место по темпам экономического роста в «Большой двадцатке». Подобных примеров можно привести немало, но для нас важнее вывод — в такой ситуации существует большая вероятность начала массового возвращения домой сотен тысяч украинцев из-за рубежа.
Штраф — и никаких гвоздей!
23 декабря 2011 г. в ВР зарегистрирован законопроект №9641 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию порядка исполнения уголовного наказания в виде штрафа».
В СМИ о нем ничего не писали, хотя этот документ существенно изменит структуру уголовного наказания. К слову, он имеет прямое отношение к приговору Юлии Тимошенко, которую суд обязал возместить ущерб НАК «Нафтогаз Украины» в сумме свыше 1,5 млрд. грн.
Ранее в подобных случаях из-за несовершенства законодательства, если осужденный не выплачивал штраф, взыскать деньги было чрезвычайно затруднительно (не был обозначен орган исполнительной власти, ответственный за принудительное исполнение уголовного наказания в виде штрафа), из-за чего нарушался принцип неотвратимости наказания.
Автор законопроекта №9641 народный депутат Иван Денькович (БЮТ) предложил ст. 26 Уголовно-исполнительного кодекса изложить в следующей редакции: «В случае невозможности оплатить осужденным полный размер штрафа суд по представлению органа государственной исполнительной службы может заменить неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде общественных или исправительных работ соответственно требованиям закона».
Если законопроект будет принят парламентом, то у Юлии Владимировны появится альтернатива: либо получить дополнительный срок к уже назначенному судом, либо полностью выплатить штраф.
Смерть Каддафи — потери украинской экономики
Война в Ливии стала причиной значительных потерь для отечественной экономики. Годами между двумя странами выстраивались партнерские отношения, а Муаммар Каддафи был настроен на долгосрочное сотрудничество с нашим государством.
Только в 2010 г., по официальным данным, мы экспортировали в Ливию товаров на $201,37 млн. Это были зерновые (кукуруза, ячмень, пшеница) и металлопродукция (полуфабрикаты и ферросплавы). В 2007-м, будучи премьер-министром, Виктор Янукович договорился с сыном ливийского лидера Сейф аль-Ислам Каддафи о начале реализации крупнейшего сельскохозяйственного проекта.
Джамахирия планировала покрыть свои потребности в злаках за счет выращивания зерновых на арендованных у Украины 100 тыс. га земли. Проект предполагал значительные объемы ливийских инвестиций.
Также известно, что к началу трагических событий украинские производители продуктов питания достигли с Триполи новых договоренностей. Значительными были и перспективы в сфере поставок Ливии товаров ВПК и высокотехнологичной продукции.
Чтобы построить новые отношения, понадобятся годы. Но делать это придется теперь уже не с ливийцами, а с французами и американцами. А они, естественно, будут заботиться в первую очередь о деловых интересах собственных бизнесменов. Так что потенциальный рынок Ливии с его широкими возможностями для Украины потерян.
Лукавая тарификация
Самая острая проблема последних лет — провоцируемые звонки на платный номер, когда за минуту разговора со счета снимают огромные суммы. Особенно страдают от этого пожилые люди, таких примеров не счесть.
Вполне возможно, что ситуация изменится, если ВР примет поправки к закону «О телекоммуникациях» относительно информирования потребителей о цене услуги, предусмотренной договором. Соответствующий законопроект №9633 зарегистрирован в парламенте 22 декабря 2011 г. Он предполагает внесение в ст. 39 нового пункта 14-1: «Сообщать потребителям перед предоставлением телекоммуникационных услуг о расчетной таксе такой услуги, если она не предусмотрена договором, или в случае, если ее стоимость превышает 0,5% минимальной заработной платы за одну минуту трафика».
По мнению разработчика проекта закона Олега Зарубинского (Блок Литвина), «новые телекоммуникации создали как юридические условия, так и психологический комфорт для мошенников. На практике сформировался новый тип финансового вымогательства, в котором бессознательными посредниками выступают операторы телефонной связи».
Поправки к закону «О телекоммуникациях» защитят «потребителя телекоммуникационных услуг от нового типа вымогательства» и помогут «восстановить доверие к операторам мобильной связи и устранить с телекоммуникационной практики непонятные для абонентов принципы тарификации исходящих звонков». В прессе об этой крайне полезной законодательной инициативе, к сожалению, ничего не сообщают.
Эмбрион дубинки
13 апреля Кабмин утвердил проект указа президента «О Военной доктрине».
Фактически этот шаг должен был означать финишную прямую в деле подготовки новой военной доктрины страны (прежняя принята еще 7 лет назад и устарела, как многие считают, еще до рождения). Документ готовился в обстановке секретности, общественностью практически не обсуждался и неожиданно для многих в нем появились пункты о рисках, которые несет иностранное финансирование общественных организаций.
Этот нюанс хотя и был озвучен некоторыми СМИ, остался почти незамеченным массовым потребителем информации. Между тем ряд наблюдателей считают пункт, в котором говорится об угрозе дискредитации власти со стороны неправительственных и гражданских организаций, ключевым для понимания данной военной доктрины. Придавая этой угрозе высокий статус, власть, по мнению ряда экспертов, открывает потенциальную возможность использования вооруженных сил во внутреннем политическом конфликте.
Например, недавние действия чернобыльцев у здания ВР можно согласно доктрине трактовать как «действия неправительственной организации, направленной на блокирование или захват особо важных объектов или территории, сопровождающиеся насилием над гражданами», а также как «дезорганизацию деятельности органов государственной власти». Опираясь на документ, ничего бы не стоило по этому поводу, например, объявить чрезвычайное положение — со всеми вытекающими последствиями.
Это событие, безусловно, отзовется эхом и в новом году: президент так и не подписал данный указ, ведь документ застрял на согласованиях в разных ведомствах. Удастся ли в результате переписывания и причесывания текста обойти скользкий вопрос (четко указав на существующую угрозу внешней «цветной интервенции» и не создав неуклюжей военно-полицейской дубинки для потенциального «диктатора») — вопрос не менее важный, чем будущая численность и структура ВС: реальной войны с внешним агрессором в ближайшее время не ожидают даже параноики, а вот политические эксцессы неизбежны, как дальнейшее подорожание бензина.
Окно к антиподам
2 октября 2011 г. вступило в силу соглашение Украины с аргентинским правительством об отмене виз.
Теперь украинцы могут летать в Аргентину без виз на срок до 90 дней. Это действительно подарок многим туристам и бизнесменам (страна-то весьма интересная) — ранее процедура получения аргентинской визы была настоящим кошмаром с бюрократической волокитой, обязательным требованием нотариально заверенных приглашений и невнятным многомесячным сроком рассмотрения документов. Соглашение, кроме прочего, хоть какой-то заметный успех нашего индифферентного, страдающего болезненной расслабленностью МИДа — причем результат успеха осязаем рядовыми гражданами, что особенно ценно.
У этой новости есть послевкусие — МИДу осталось добиться, чтобы аргентинская сторона уведомила о соглашении собственных пограничников! По сообщению наших туристов, на отдельных пропускных пунктах Аргентины до сих пор Украины нет в списках стран, гражданам которых разрешен безвизовый въезд.
Увы, второго чуда ожидать не приходится: уж чем-чем, а оперативностью и настойчивостью наши дипломаты никогда не отличались.
Запой национального масштаба
В феврале 2011 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обнародовала «Глобальный доклад о положении в области употребления алкоголя и здоровья». Согласно этому документу Украина оказалась на 5-м месте среди самых «пьющих» стран мира.
В среднем ее гражданин, по данным ВОЗ, ежегодно употребляет 15,6 л спиртного (больше «закладывают за воротник» только в Молдове, Чехии, Венгрии и России). Любопытно, что по статистике Google украинцы, задававшие этой поисковой системе запросы о продуктах питания, чаще всего интересовались малосольными огурцами, которые, как известно, пользуются большой популярностью в качестве закуски.
Новость о публикации доклада ВОЗ подавалась, как правило, очень скупо и иронично, хотя после нее стоило бы бить в набат. Сегодня в стране порядка 800 тыс. больных алкоголизмом, каждый год 10 тыс. человек умирают от острых алкогольных отравлений и прочих недугов, связанных с употреблением горячительных напитков — в первую очередь от цирроза печени. Ежегодно 50 тыс. преступлений совершаются в состоянии опьянения. При этом украинские компании, выпускающие алкогольные напитки, наращивали производство «зеленого змия». Например, в 2007 г. показатель роста рынка алкогольной продукции достигал 43% — в тот момент самый высокий в мире.
Специалисты связывают рост алкоголизма с социально-политическим положением Украины. Как считают психиатры, тяга к спиртному напрямую зависит от социального статуса, качества жизни и осмысленности своего существования. Таким образом, рейтинг ВОЗ говорит о том, что для Украины проблема алкоголизма приобретает характер катастрофы общегосударственного масштаба.
Италия: умереть самому, но спасти троих
5 сентября в больнице города Катания после восьми дней комы скончался 43-летний оперный певец, которого называли «вторым Паваротти», тенор Сальваторе Личитра.
Но именно итальянские законы и желание родственников певца помогли спасти жизни троих человек.
И как только врачи констатировали смерть, близкие г-на Сальваторе дали согласие на трансплантацию его органов.
По информации итальянской прессы, «53-летнему пациенту из Катании пересадили печень, левую почку — 57-летнему жителю Палермо, а правую — 37-летнему пациенту из сицилийского города Барчеллона. «Для нас это было очень важно, потому что в течение всей своей жизни Сальваторе всегда был щедр по отношению к другим людям», — рассказали родственники тенора журналистам».
Украина после недавнего громкого процесса о «черных» трансплантологах обратила внимание на острейшую медицинскую проблему, касаемую пересадки органов. По официальной статистике: в стране ежегодная потребность в трансплантации составляет 2500 человек, в том числе печени — 1,5 тыс. Но реально количество таких операций не превышает 200.
Главная причина такой печальной картины — недостаток донорских органов и тканей. И хоть у нас есть закон о трансплантации, но из-за того, что по многим статьям не прописан механизм их воплощения — в этой области продолжается как коммерциализация, так и криминализация. Об этом заставила задуматься грустная новость из Италии.
Прорыв на востоке
18 октября в Санкт-Петербурге состоялось парафирование договора о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, одним из авторов которого выступил Николай Азаров. В тот же день была обнародована вторая сенсация: Украина и Россия решили перейти к взаиморасчетам в двусторонней торговле в российских рублях. Первые такие расчеты состоялись в рамках оплаты текущих поставок газа по итогам ноября.
По подсчетам Института экономики и прогнозирования НАНУ, благодаря подписанию соглашения о ЗСТ в рамках СНГ Украина обеспечит себе уже в 2012 г. дополнительный прирост ВВП в размере около 2%. За счет режима свободной торговли нарастят производство ряд отраслей: сельское хозяйство (на 3,5—4%), пищевая (3—3,5%) и легкая (3%) промышленность, металлургия (3—4%), химическая и нефтехимическая промышленность (3,5—5%), машиностроение (4—7%). Вследствие либерализации режима торговли и отмены основной части изъятий, ограничений и технических барьеров ежегодный прирост товарооборота Украины со странами СНГ составит 30—45% (как уже происходит с РФ).
Самое важное в этом документе то, что зафиксированы конкретные даты отмены изъятий из режима свободной торговли, в т. ч. на украинский металл, трубные и прочие металлоизделия, что должно в перспективе увеличить объемы экспорта. Например, все изъятия (специальные заградительные режимы торговли) по сахару будут отменены в 2013 г., по водке — после 2015 г. Большинство государств СНГ сохранят пошлины и при импорте украинского сахара, пока остаются пошлины на импорт из Украины водки и этилового спирта. Мы сохраняем пошлины для сахара из России, Беларуси, Казахстана и Молдовы. В целом из 20 тыс. товарных позиций, которыми торгуют страны СНГ, «изъятыми» останутся не более 10, остальная товарная масса окажется в режиме свободной торговли.
Отмена технических барьеров обеспечит более чем трем десяткам украинских мясомолочных предприятий почти полный возврат на рынки СНГ. В договоре закреплены и обязательства участников не применять новые ограничения во взаимной торговле, а решение споров будет осуществляться исключительно по процедурам ВТО.
И наконец самое важное — предусмотрена поэтапная отмена экспортных пошлин, в т. ч. на газ и нефть, что для таких стран, как наша, означает перспективу определенного снижения цен на ввозимые энергоресурсы.
Зачем порвали газету?
Когда ребенок, родившийся через 20 лет, спросит у старших, что такое газета, объяснить ему это будет сложно. Задумавшись, когда же началось исчезновение печатных газет и журналов, скорее всего, вспомнят 2011 г. Именно в это время в Украине появились в продаже американские электронные книги Amazon Kindle 3 Wi-Fi+3G.
Последние 50 лет фантасты, футурологи и ученые восторженно вещали, что мы стоим на пороге новой информационной эры, взахлеб предрекали появление электронной газеты, в результате чего надобность в традиционных СМИ отпадет. Когда же такое устройство появилось в продаже по смехотворным ценам, никто этого факта не заметил.
Дело в том, что Amazon Kindle 3 не простая электронная «читалка», вмещающая 30 тыс. книг (!). Она через интернет предоставляет доступ к газетным и журнальным сайтам. Причем делает это совершенно бесплатно во всем мире, в том числе и в Украине.
Хотите просмотреть российский «Огонек», причем с картинками — пожалуйста. Нравится «Клуб 12 стульев» в «Литературной газете» — через минуту свежие материалы этой полосы в вашей «читалке». Отдаете предпочтение The New York Times или The Washington Post — никаких проблем, читайте на здоровье, где бы вы ни находились: в маршрутке, на даче или в океане на круизном лайнере.
Более того, через нее уже сейчас возможна бесплатная доставка новостных лент. Достаточно указать удобное для вас время, и все новости мира автоматически прилетят к вам в карман.
И тогда, может быть, вы уже не пропустите какой-нибудь на первый взгляд не сенсационной, но очень важной для всех нас новости.
Сергей БУРЛАЧЕНКО