За воссоединение Украины с Россией

Анатомия левого сектантства

Главная о.Зосима Хроника Лирика Цитаты Новости Украинский фашизм Санитарная зона Долгий ящик Гостевая книга

Новости Пресс-клуба "За соц. Донбасс, за нашу Советскую Украину!":

архив:

Анатомия левого сектантства

2344.jpegТема сектантства, этой дурной болезни, буквально разъедающей постсоветскую левую, является предметом навязчивой рефлексии той (к сожалению, немногочисленной) части современных социалистов и коммунистов, которая вообще способна к критике и самокритике. Анекдотический образ оторванного от жизни начетника, живущего в мире идеологических абстракций и псевдоисторических мифов; не менее анекдотические истории бесчисленных расколов и свар на фоне перманентного бессилия стали неотъемлемой частью левацкого фольклора, а также источником пессимизма для тех левых, кому их собственная деятельность представляется чем-то большим, чем просто разновидностью групповой психотерапии. Итак, что же такое сектантство? Каковы социальные предпосылки этой формы квазирелигиозного сознания? Наконец, есть ли перспективы у российского левого движения?

Гигантские башмаки для Золушки

Чтобы ответить на эти вопросы, нам придется начать несколько издалека. Термин «сектантство» в интересующем нас смысле употреблялся родоначальниками марксизма по отношению к различным толкам утопического социализма и коммунизма. Употреблялся почти буквально, поскольку ранние социалистические организации действительно строились по образцу религиозных общин, их идеология зачастую была пронизана мистицизмом, а пропаганда - евангельской риторикой и проповеднической экзальтацией. В работе «К истории первоначального христианства» Энгельс рассматривает сектантство как неизбежный и необходимый этап развития любого массового народного движения, будь то раннее христианство или рабочий социализм. «В самом деле, - пишет он, - борьба с всесильным вначале миром и одновременно борьба новаторов между собой - одинаково присущи как первым христианам, так и социалистам. Оба великих движения созданы не вождями и пророками, - хотя у обоих имеется достаточно пророков; оба они - массовые движения. А массовые движения на первых порах по необходимости сумбурны; сумбурны в силу того, что всякое мышление масс вначале противоречиво, неясно, бессвязно; сумбурны они, однако, и в силу той роли, какую на первых порах еще играют в них пророки. Эта сумбурность проявляется в образовании многочисленных сект, борющихся друг с другом по меньшей мере с таким же ожесточением, как и с общим внешним врагом». Однако, несмотря на всю незрелость и эксцентричность утопических учений, классики не жалеют для них самых восторженных эпитетов. «Где у немецкой буржуазии, вместе с ее философами и учеными, найдется такое произведение об эмансипации буржуазии... которое было бы подобно книге Вейтлинга «Гарантии гармонии и свободы», - страстно восклицает Маркс в 1844 году, - Стоит сравнить банальную и трусливую посредственность немецкой политической литературы с этим беспримерным и блестящим дебютом немецких рабочих, стоит сравнить эти гигантские детские башмаки пролетариата с карликовыми стоптанными политическими башмаками буржуазии, чтобы предсказать этой Золушке в будущем фигуру атлета».

Обретая силу и массовость, обогащаясь опытом классовых битв, привлекая на свою сторону перебежчиков из рядов образованной буржуазии, рабочее движение перерастает свои «детские башмаки». На смену сектам приходят массовые организации трудящихся; узкое, замкнутое в себе, абстрактное доктринерство («пустая болтовня о принципах», по характерному выражению Ленина) уступает место политическому сознанию, отвечающему актуальным запросам реального движения, определяющему его стратегию и тактику в непрерывно меняющейся конкретно-исторической действительности.

Адепты ранних коммунистических общин были одержимы будущим. Большое движение находилось в эмбриональной фазе своего развития. Идеи социального переустройства, зревшие в головах немногочисленных энтузиастов, еще не овладели массами, еще не стали знаменем поднимающегося пролетарского движения. Более того, сам класс, способный воспринять социалистические теории, еще только нарождался. «Величайшую честь этим ремесленникам, - пишет Энгельс в статье «К истории Союза коммунистов», - делает то обстоятельство, что, будучи сами еще не настоящими пролетариями, а лишь той частью мелкой буржуазии, которая только переходила в ряды современного пролетариата и не стояла еще в прямой противоположности к буржуазии, то есть к крупному капиталу, они оказались в состоянии инстинктивно предвосхитить свое будущее развитие и конституироваться, хотя еще и не вполне сознательно, как партия пролетариата».

Сектантство, присущее пионерам социалистической мысли, было следствием их маргинальности. Однако сама эта маргинальность являлась не результатом поражения, но знаком того, что «пророки» опережали свое время.

Сектантство иного рода - реакционное, одержимое прошлым - беспощадно высмеивается Марксом в образах «великих мужей эмиграции»: генералов, растерявших свои армии, революционных вождей, отставших от поезда истории, обанкротившихся пророков, опьяняющих себя иллюзиями и ревниво оберегающих истлевающие реликвии ушедшей славы. Симптомы недуга здесь и там одни и те же: догматизм, нетерпимость, замкнутость, вера в собственную исключительность, отрицание действительности ради мифического «золотого века»... Но если в первом случае мы имеем дело с «детской болезнью левизны», то во втором - с осколками движения, впавшего в старческий маразм. Отлив исторической волны оставляет на берегу немногих выживших робинзонов. Причем однородные черты психологической деградации могут быть свойственны (хотя и в неодинаковой мере) представителям самых различных идеологий и классов. Беглые роялисты и революционные эмигранты сходны друг с другом в том отношении, что все они пытаются тем или иным способом рационализировать свое поражение, заняты поддержанием угасающих традиций, изолированы от породивших и покинувших их социальных сил.

Крах СССР и кризис пролетариата

2345.jpegРаспад СССР означал не просто крах определенной общественной модели или идеологии, но и всемирно-исторический кризис пролетариата. Объективно существующая социальная группа «наемные работники» (класс «в себе»), разумеется, никуда не исчезала. Напротив, она росла как абсолютно, так и относительно, особенно на периферии капиталистической системы. Однако пролетарская идентичность - пролетарское классовое сознание, развитию и воспроизводству которого на протяжении десятилетий служили рабочие партии, профсоюзы, левая интеллигенция, - было основательно подорвано. То, что длительное время воспринималось как нечто естественное, в действительности было порождением социалистических идей, вошедших в плоть и кровь поколений трудящихся, накопленным опытом борьбы и солидарности. Подобно тому как национальное самосознание явилось продуктом буржуазной идеологии, выработанной и утвержденной в битвах с феодализмом, идея пролетариата как особой социальной общности, возвышающейся над прочими идентичностями и реализующей себя в противостоянии с капиталом, является продуктом борьбы рабочих за свои жизненные интересы.

Социализм, пишет Энгельс, является «теоретическим выражением пролетарского движения», «идеальным отражением» фактического конфликта между производительными силами и производственными отношениями «в головах того класса, который страдает от него непосредственно - рабочего класса». Таким образом, социальное бытие рабочих определяет их сознание. Однако определяет отнюдь не автоматически, а лишь в специфических условиях подъема рабочего движения, когда борьба отдельных групп трудящихся перерастает в борьбу класса, объединенного в национальном и/или международном масштабе. Классовое сознание рабочих не сводится к пониманию той очевидной истины, что их интересы противоречат интересам работодателей. Основой пролетарской классовой идентичности является признание определенной стратегии коллективного поведения в ситуации столкновения этих интересов - стратегии солидарных действий, эффективность которой может быть доказана только социальным опытом самих трудящихся.

Кризис массовых рабочих организаций, будь то профсоюз, партия или государство, ведет к разложению классовой общности, кризису классового самосознания. В случае СССР подобная деградация стала очевидной уже в 20-30-е гг., была усилена сталинским террором и войной, а затем закреплена брежневским патернализмом. Кратковременный подъем рабочего движения в 80-е гг. завершился «шоковой терапией» 90-х, поставившей крест на розовых перестроечных иллюзиях. И лишь в 2000-х начинается медленный и трудный процесс становления нового рабочего класса, символом которого стали знаменитые забастовки на «Форде».

Аналогичные - разные по степени разрушительности - процессы происходили повсеместно. Существование альтернативного капитализму «второго мира» было не только маяком надежды для страдающих от последствий колониализма развивающихся стран, но и мощным стимулом социального прогресса в капиталистических метрополиях. Какой бы малопривлекательной ни была советская модель для трудящихся Запада, сам факт подобной конкуренции сдерживал аппетиты капитала. Случайно ли, что период «холодной войны» был временем наибольших завоеваний европейских и североамериканских трудящихся, эпохой «государства всеобщего благоденствия» и «общества потребления»?

Триумф свободного рынка означал крах прогрессистских идей деколонизации в странах третьего мира, попавших в безысходную долговую кабалу МВФ и Всемирного банка, и одновременно заставил рабочих богатых стран конкурировать с дешевой и бесправной рабочей силой периферии.

Провал советского «эксперимента» был воспринят как крах социализма не только буржуазными идеологами и множеством левых интеллектуалов, но и массовым сознанием. Хотя именно в 90-е неолиберальный капитализм выступил в невероятно отталкивающем обличье своей «второй молодости», господствующее разочарование в любых попытках рационального переустройства общества вывело на политическую сцену такие ранее абсолютно маргинальные силы, как религиозный фундаментализм и неофашизм. Реформистские рабочие партии и профсоюзы пустились в паническое бегство, отбрасывая как ненужный хлам свои прежние идеалы и принципы. Уделом радикальных левых стали сектантство и пессимизм, выразившийся в измышлении «новых политических субъектов» в лице разнообразных меньшинств и «идентичностей».

Однако не прошло и десятка лет после катастрофы, как новые массовые антикапиталистические движения нарушили буржуазную идиллию. По всему миру, от Греции до Аргентины, от Франции до Киргизии, рабочий класс все более мощно заявляет о себе стачками и протестами, стихийными бунтами и сознательной самоорганизацией, созданием новых, боевых, профсоюзов и левых политических партий.

Рабочие не являются перманентно революционной силой. Показателем их революционности является степень их классового сплочения. Как крупные поражения, так и временные частичные победы пролетарского движения могут усилить консервативные и даже прямо реакционные тенденции в среде трудящихся (то, что троцкисты именуют «кризисом руководства», является лишь одним из симптомов кризиса классового сознания, но таким симптомом, который при известных обстоятельствах может иметь решающее влияние на исход «болезни»). Спад классовой борьбы влечет за собой упадок самого рабочего класса, который может выражаться как в люмпенизации, так и в «омещанивании». Но поскольку слабость пролетариата неизбежно усиливает позиции буржуазии, провоцируя все более наглое наступление на права трудящихся, самоорганизация и радикализация масс вновь ставятся на повестку дня. Очередная «смерть марксизма» сменяется очередным «воскресением», повторяя цикл регресса и возрождения пролетариата.

Наследники поражения

2346.jpegТравма, связанная с распадом Союза и реставрацией капитализма, не могла не наложить глубокий отпечаток на облик постсоветского левого движения. Более того, само возникновение этого движения было глубоко противоречивой реакцией на драматические события 80-90-х гг., болезненной рефлексией поражения мировой революции ХХ века. Полемика о «классовой природе СССР», в большинстве случаев сводящаяся к спору о том, в какой момент и почему русская революция сошла с «единственно правильного» пути, стала исходной точкой самоопределения различных левых течений. Многочисленные размежевания в левом лагере происходили не столько по линии реальных политических разногласий (поскольку с реальной политикой или социальной борьбой практика этих групп почти не соприкасалась), сколько по вопросам сугубо идеологического свойства: связано ли перерождение советского государства со «сталинским термидором» или «хрущевским ревизионизмом»; было ли подавление махновщины и кронштадтского мятежа революционной необходимостью или проявлением большевистского «комиссародержавия»; можно ли назвать советский строй социалистическим, государственно-капиталистическим или «бюрократически деформированным»...

Вопреки комическому впечатлению, которое нередко производят подобные дебаты сегодня, они имели основополагающее значение для формирующегося радикально-левого дискурса. Даже для современных буржуазных идеологов такие сюжеты, как Октябрь 1917-го, Гражданская война и сталинизм все еще являются основными мотивами мифотворчества. Баталии либералов и «державников», одинаково враждебных к коммунизму и рабочему классу, облекаются в мистифицированную форму борьбы «сталинизма» (воспринимаемого в качестве прообраза путинского режима) и антисталинизма, отождествляемого с буржуазной демократией. Если уж современные капиталисты вынуждены рядиться в антикварные одеяния, то это тем более закономерно для левых, рассматривающих себя в качестве прямых наследников революционной традиции. Не определившись по отношению к величайшей в истории попытке самоосвобождения рабочего класса, социалистическое движение в России (да и где бы то ни было) просто не могло бы существовать.

«Сталинофилы» и «западники»

Оба течения оформились в годы Перестройки: первое - как консервативная реакция на политическую «вседозволенность», распад государства и государственной экономики, усиливающиеся социальные контрасты и экспансию «тлетворного» Запада; второе - как критика позднесоветских порядков с позиций демократического социализма, попытка отыскать «третий путь» между авторитарно-бюрократическим «реальным социализмом» и либеральным капитализмом. Первое опиралось, с одной стороны, на ортодоксальный («пуританский», по выражению Александра Шубина) слой бюрократии, видящей в Перестройке угрозу советской системе, а с другой - на тот «народный сталинизм», который в 70-80-е гг. был стихийной реакцией на возмутительные привилегии партхозноменклатуры, а в 90-е стал протестом деклассированных масс против чудовищных реалий эпохи первоначального накопления. Позднее со сталинистско-охранительной струей, представленной деятелями вроде Нины Андреевой, смешалась черносотенно-монархическая риторика в духе общества «Память», дав в итоге ту красно-коричневую муть, которая сегодня - с подачи Зюганова и компании - фигурирует под маркой коммунизма.

Второе черпало вдохновение в ранней советской демократии, идейном наследии внутрипартийных оппозиций 20-х гг. и небольшевистских социалистических традиций. Неформальные политобъединения, ставшие выразителями этих взглядов, стали предшественниками современных анархистов, троцкистов, социальных экологов и других демократических левых, оказав известное влияние и на зарождавшееся в то время «новое» профдвижение. Однако, заключив «тактический» блок с реформистской фракцией номенклатуры против ее консервативной части, лидеры левых либо были интегрированы новой буржуазной элитой (известный пример такого перерождения - бывший анархист, а ныне один из идеологов «Единой России» Андрей Исаев), либо отброшены за обочину политической жизни.

Имитация советского

2343.jpegКак демократические левые, так и охранители, одни раньше, другие позже, могли похвастаться весьма широкой социальной базой, значительную часть которой составляли рабочие. Лозунги демократического социализма «с человеческим лицом», противопоставление революционного аскетизма эпохи Ленина коррупции и порокам позднесоветской бюрократии были общим местом перестроечной публицистики и массовых протестных движений той поры. Распад Союза, «шоковая терапия» и приватизация 90-х породили волну советско-патриотического, антизападного реваншизма, в котором протест против бесчеловечных капиталистических порядков был смешан с чувством национального унижения и имперской ностальгии. Ни в первом, ни во втором случае «народ» не выбирал неолиберальный капитализм, однако волна протестного движения времен Перестройки подняла к власти Бориса Ельцина, а сливки с национал-патриотических настроений конца 90-х снял вовсе не «коммунист» Зюганов, а ставленник олигархов Путин, умело совместивший нацпатовскую риторику с неолиберальным социально-экономическим курсом.

Можно, конечно, объяснить этот парадокс тривиальной ссылкой на трусливых или злонамеренных «вождей». Однако иных лидеров эти массовые народные движения не выдвинули! Они вообще не породили из своей среды сколь-нибудь значимых политических деятелей. Неформалы и диссиденты, на краткий миг поднятые демократической волной, оказались оттеснены ловкими аппаратчиками, представителями той самой номенклатуры, против которой и было направлено социальное недовольство. То же самое можно сказать и о верхушке КПРФ 1990-х гг., укомплектованной «красными директорами» и «губернаторами» - осколками старой и фрондирующими элементами новой социальной элиты. Аморфные массы, в составе которых рабочие составляли не более чем разрозненные частицы, лишь следовали за той или иной группировкой правящих, становясь заложником чуждых социальных интересов и идеологических мифов. Начавшийся процесс классовой самоорганизации был подсечен под корень катастрофической ломкой 90-х гг., когда миллионы трудящихся были в одночасье превращены в «бывших людей», дезадаптированных в новой реальности «совков» - социальных аутсайдеров. Стремительная деиндустриализация и обнищание, разрушение системы социальных гарантий, сопровождавшаяся взрывом мракобесия капиталистическая «переоценка ценностей» -словом, крушение всей традиционной картины мира советского человека создало тот первоначально очень многочисленный слой, который до сих пор является ядром социальной базы КПРФ и более мелких национал-патриотических и сталинистских сект. Несчастные пенсионеры, живущие полунатуральным хозяйством «рабочие» депрессивных предприятий, опустившаяся на дно нищеты рядовая интеллигенция, озлобленные, остро переживающие закат сверхдержавы военные, не пожелавшие «поступиться принципами» осколки КПСС - все они были объединены не столько общими социальными интересами, сколько общей «советской» идентичностью, особой субкультурой. Демонстративное, сплошь и рядом переходящее в невменяемость отрицание капиталистической реальности стало для них специфической формой нонконформизма. Они не могут смириться с тем, что для огромного большинства жителей Ленинград - давно уже Санкт-Петербург или что Советский Союз распался, а не временно оккупирован силами зла. Их образ мышления, эстетика, способы саморепрезентации ретроградны, лексика изобилует клише советского агитпропа. Их практика сводится к тому, чтобы доказать - прежде всего себе самим, - что в «катакомбах», среди посвященных, оазис советскости еще возможен.

Парадокс в том, что, несмотря на всю свою численность, КПРФ была и остается квазирелигиозным образованием, большой сектой или субкультурой, возглавляемой циничными манипуляторами. Нелепо-мракобесная риторика, являющаяся визитной карточкой российской «компартии», вовсе не является каким-то злонамеренным извращением марксизма-ленинизма. Наоборот: элементы коммунистической идеологии служат для нее чем-то вроде магических побрякушек на одеянии шамана. Как Русская Православная Церковь одурманивает свою паству, создавая некий альтернативный мир, «Святую Русь» в душе каждого верующего, так и КПРФ является резервацией, последним прибежищем для людей, навсегда травмированных 90-ми. Могут возразить, что «компартия» неоднородна: внутри нее существуют противоборствующие течения, весьма неточно именуемые «неонародническим» и «неотроцкистским». Первое опирается на «нищих духом», второе находит сторонников среди тех преимущественно молодых и образованных членов партии, которые уже в силу этого выглядят в ней белыми воронами. Проблема в том, что эти «неотроцкисты» являются инородным телом не только по отношению к господствующей аппаратной группировке, но и к основной массе «верующих». Движимые честолюбивыми или принципиальными мотивами, они видят партию там, где есть только церковь, политику - там, где есть лишь религия.

Мумия и жрецы

Впрочем, было бы ошибкой считать, что религиозное сознание присуще одним только сталинистам и национал-патриотам, или, как часто думают, одним старикам (естественное вымирание которых должно-де привести левое движение в норму). Сектантский «вирус» не пощадил и тех левых, основой идентичности которых была критика «реального социализма» с марксистских или анархистских позиций.

Давно замечено, что облик, нравы, «Я-концепция» многих антисталинских левых групп разительно напоминает характернейшие черты их оппонентов. Догматизм, схоластичность и примитивизм мышления, нетерпимость к «еретикам», тирания непогрешимых «вождьков» и главное - полнейшая неспособность перелететь на ту планету, где обитают «глупые» рабочие, проявляющие досадное безразличие к своему «революционному авангарду». В этом смысле очень характерно недавнее программное откровение российской секции Комитета за Рабочий Интернационал, посвященное профсоюзам: «... Поэтому мы убеждены: необходимо избегать бизнес-тред-юнионистского подхода... При таком подходе профсоюзные активисты тратят массу времени на семинары в менеджмент-стиле, обсуждают «органайзинг» и «мотивацию», тогда как необходимо разработать ясную стратегию и план действий, чтобы вовлечь рабочих в сопротивление политике боссов». Борцам с «бизнес-тред-юнионистским подходом», конечно, невдомек, что подозрительное слово «органайзинг» в переводе на русский означает попросту оргработу, а «семинары в менеджмент-стиле», проводимые передовыми профсоюзами, направлены на то, чтобы обучить профактивистов элементарным навыкам «вовлечения рабочих в сопротивление политике боссов». В самом деле, зачем тратить массу времени и сил на учебу, оргстроительство и прочую рутину, когда все, что нужно - это «ясная стратегия и план действий», сводящиеся к простому как все гениальное призыву: «Рабочие, идите и боритесь...» (дальше следует длинный перечень разнообразнейших «за» и «против»). А когда неправильный мир отказывается подчиняться правильным призывам, негодными объявляются не «ясный план и стратегия», а «оппортунисты», в очередной раз обманувшие доверчивый пролетариат.

Все типичные пороки леворадикальных сект имеют в своей основе одну причину - длительную изоляцию носителей революционных идей от борьбы класса, эти идеи породившего. Если социализм является «теоретическим выражением пролетарского движения», то, пребывая вне этого движения, он неизбежно деградирует, становясь «консервированным» классовым сознанием, хранителем которого выступает кучка маргинализированных адептов. Главной чертой такого мумифицированного социализма является, с одной стороны, крайняя озабоченность вопросами доктрины, а с другой - упрощение и опошление этой доктрины, сведение ее к набору азбучных истин и лозунгов на все случаи жизни. Разгадка этого парадокса проста: марксистская теория во всей ее полноте и сложности сектантам попросту не нужна, как карлику - башмаки великана. Бедность практики порождает бедность теории, но в то же время развивает догматизм. Ведь именно идеология или, скорее, оттенок идеологии является основой сектантской самоидентификации, единственным мотивом, связывающим членов секты между собой. Этим же объясняется и пресловутая склонность к расколам: когда от единства или разобщенности по существу ничего не зависит, «развод» является естественным и логичным способом решения «семейных» проблем.

Реконструкция против реконструкторства

Глубочайшая пропасть разделяет постсоветских левых на две непримиримых идейно-политических и культурно-психологических общности. Причем различия мировосприятия, стиля жизни и саморепрезентации зачастую имеют куда большее значение, чем идеологические разногласия. Было бы неверно отождествлять эти группы с троцкизмом и сталинизмом, интернационализмом и национал-патриотизмом, радикализмом и реформизмом. Скорее, можно говорить о реконструкторском и критическом течениях, взаимодействие и противоборство которых определяют облик современной российской левой сцены.

Однако времена меняются, и левые вынуждены либо меняться вместе с ними, либо перейти из призрачного полубытия в небытие. На развалинах деморализованного и разбитого советского рабочего класса постепенно оформляется новая, гораздо более независимая и дееспособная генерация трудящихся. Медленно, очень медленно происходит становление новых профсоюзов. Слабые, очень слабые очаги социального протеста объединяются в коалиции - координационные советы. В молодежной среде развивается левая субкультура антифа. Под влиянием антикапиталистического движения на Западе «левизна» входит в моду среди интеллектуалов. Мировой кризис пока не привел в России к сколько-нибудь массовым выступлениям, однако он создает широкое аморфно-оппозиционное брожение, которое пугает власти, заставляя их выбирать между все более черствым пряником и все менее устрашающим кнутом.

В этой ситуации левые вновь становятся востребованы - пока еще не обществом в широком смысле, а общественниками - активистами социальных движений и боевых профсоюзов, где радикальные левые играют заметную роль. Эта востребованность объясняется не столько успехами левой пропаганды, сколько объективными обстоятельствами. Первое из них - это слабость социально-протестного движения, которое переживает трудный период становления. Свободным профсоюзам и социальщикам нужны люди, готовые оказывать бескорыстную поддержку их борьбе: активисты, организаторы, публицисты, агитаторы и т.д. Опыт показывает, что сегодня ни одна из статусных партий не способна дать социальным движениям такие кадры. За редкими исключениями, респектабельные политиканы желают лишь одного: манипулировать, чтобы пиариться, пиариться, чтобы манипулировать. Отсюда характерное для социальщиков недоверие к «партиям» и ассоциирующейся с ними «политикой». Однако если всмотреться в эту декларативную «аполитичность», то в ней обнаруживается не столько узость мышления, ограниченного лишь частными, групповыми проблемами, сколько радикальное отрицание официальной псевдополитики, прежде всего с моральных позиций. Леворадикальные активисты, доказавшие свою самоотверженность и компетентность, все чаще рассматриваются социальщиками как «свои» - товарищи и соратники по борьбе, чьи взгляды вызывают уважение и симпатию, а «экстремистские» методы - одобрение.

Опыт показывает, что только выход за тесные рамки бюрократически дозволенного способен обеспечить протестным группам как резонанс в СМИ, так и уступки со стороны властей. В условиях информационной блокады, дефицита ресурсов, пассивности населения и противодействия властей низовые инициативы вынуждены заявлять о себе актами демонстративного неповиновения. Одной из форм подобного бунта является то, что трансляторами, в сущности, весьма умеренных, неполитических требований социальщиков выступают откровенно «нелегитимные» с точки зрения Кремля группы и деятели.

Некоторые левые, претендующие ни много ни мало на роль «авангарда масс», видят в этом «инструментализацию», прагматичное использование «политиков» социальщиками, блюдущими лишь свои групповые интересы. «Неблагодарность» часто усматривают в том, что, даже работая бок о бок с левыми организациями, общественники, как правило, не вступают ни в одну из них и не проявляют должного интереса к тонким различиям революционных оттенков. Но разве не является левая политика инструментом в руках угнетенных? Разве левая программа не должна быть «дорожной картой» широкого движения трудящихся, ответом на его актуальные запросы?

Сектанты рассматривают марксизм не как «теоретическое выражение пролетарского движения», но как истинную веру, в которую они призваны обращать пролетариат. Этим «ортодоксам» было бы полезно перечитать «Манифест коммунистической партии»: «Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом. Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение...» То, что «символический капитал», приобретаемый левыми, участвующими в социальной борьбе, утекает сквозь пальцы, никак не способствуя росту их численности и известности, что, несмотря на все свои заслуги, левые не воспринимаются широкой публикой в качестве политических представителей социально-протестных движений, является проблемой и виной самих левых, неспособных преодолеть свою сектантскую ограниченность.

Попытки создать широкое левое объединение, предпринятые по инициативе ряда лидеров боевых профсоюзов, провалились именно по этой причине. Проект Движения трудящихся, первоначально поддержанный многими рабочими активистами, был утоплен в бесконечном «эзотерическом» словоблудии «true марксистов». Пришедший на смену ДТ "РОТ-Фронт" рискует разделить ту же судьбу. Разница лишь в том, что бесплодные дискуссии о принципах заменены столь же бесплодными попытками официальной регистрации. И все же тенденция налицо, и некоторые основания для оптимизма есть. Объединенные общим делом, общей проблематикой, дееспособные российские левые все более остро осознают необходимость широкой антикапиталистической активистской организации, способной эффективно содействовать развитию структур рабочей солидарности или, говоря словами «Коммунистического манифеста», «формированию пролетариата в класс».

Иван Овсянников

Версия для печатиВерсия для печати

Написать комментарий Разместить в своем блогекопировать в буфер
Код для вставки в блог

Если Вы обнаружили в тексте ошибку, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
klaine 18.10.2010 | понедельник ответить

///Классовое сознание рабочих не сводится к пониманию той очевидной истины, что их интересы противоречат интересам работодателей///.

Согласен. Даже корпоративная этика, повсеместно высмеивается, а не желание наёмного труда следовать правилам работодателя (например пение гимна в сети магазинов «пятёрочка», говорит скорее о противоположности, чем единении, не говоря уже о социальных интересах.

///«... Поэтому мы убеждены: необходимо избегать бизнес-тред-юнионистского подхода... При таком подходе профсоюзные активисты тратят массу времени на семинары в менеджмент-стиле, обсуждают «органайзинг» и «мотивацию», тогда как необходимо разработать ясную стратегию и план действий, чтобы вовлечь рабочих в сопротивление политике боссов». Борцам с «бизнес-тред-юнионистским подходом», конечно, невдомек, что подозрительное слово «органайзинг» в переводе на русский означает попросту оргработу, а «семинары в менеджмент-стиле», проводимые передовыми профсоюзами, направлены на то, чтобы обучить профактивистов элементарным навыкам «вовлечения рабочих в сопротивление политике боссов». В самом деле, зачем тратить массу времени и сил на учебу, оргстроительство и прочую рутину, когда все, что нужно - это «ясная стратегия и план действий», сводящиеся к простому как все гениальное призыву: «Рабочие, идите и боритесь...» (дальше следует длинный перечень разнообразнейших «за» и «против»). А когда неправильный мир отказывается подчиняться правильным призывам, негодными объявляются не «ясный план и стратегия», а «оппортунисты», в очередной раз обманувшие доверчивый пролетариат./////

Вот здесь я бы остановился поподробнее. Стратегия как раз очень необходима, как совокупность чётких целей и задач в долгосрочной перспективе. А вот у профсоюзов её нет, им она может и не нужна так как есть конкретные задачи, они (задачи), как правило, на плаву, от того очевидны. Мне думается (хотя по цитате, трудно определить весь замысел говорящих), конфликт здесь как раз, в отсутствии связи. В понимании, что есть стратегия левого интернационала, а есть профсоюзная работа. Важно и то и другое. Работа профсоюза может быть много раз эффективней, если будет сильное левое интернациональное движение как раз имёющей чёткую стратегию, так и левому движению будет проще через профсоюзы вести координацию масс. Но вот если профсоюзами работа, хоть какая то ведётся (продуктивная или соглашетльски-пораженческая), то у КРИ пока её невидно.

///«формированию пролетариата в класс».////

Заключительная цитата особенно важна.

Мы как раз и говорим о том (некоторые товарищи по комментариям, я в частности об этом писал в комментариях ещё пол года назад), что необходима работа активиста с пролетарием, так как классовая сознательность сама по себе не придёт. Она в воздухе может витать, почва может быть самой благодатной, но если не будет зерна, которое даст урожай, то все эти условия, так и останутся просто условиями, без решения задачи. Профсоюзы для этой задачи не подходят в силу разных причин, у них другая функция.

Я готов повторять снова. Надеюсь мою линию, поддержат или подвергнут критике. Нужны марксистские – научные, а не просто популистские объединения, из наиболее сознательных левых элементов, которые бы опирались на теоретические работы, как классиков, так и современных авторов (от Маркса к Бузгалину и т.д.). Эти объединения нужны и нетолько для собственного саморазвития левых (в том числе знание теории и есть проблемная зона левых, как базового элемента), но и для продолжения связи от автора теории к рабочему и наоборот, её пока нет. То есть кружок выступает на данном этапе как связующее звено, до тех пор, пока он не выполнит свою функцию. Необходим кружковый или подобный этап, который своей работой и смертью, приведёт к генезису очередного этапа, качественно другого.

Материалы подобные,статье Ивана Овсянникова очень нужны Рабкору. Вокруг подобных анализов (тезисов) изначально, может и должна формироватся мыслящая марксисткая братия. Думаю нетолько я отмечу, что многое из данной статьи, уже неоднократно обсуждалось в комментариях, только в менее структурированном виде, именно марксистки мыслящими товарищами.

MolodoyPiter 18.10.2010 | понедельник ответить

Согласен, товарищ klaine! Надо за это выпить!;-)

Ромаюн 18.10.2010 | понедельник ответить

Ексель-моксель - хотел уже написать, что Владимир ВЕретенников стал писать гораздо ярче и растет не по дням, а по часам)), но тут статья, которую я читал весь день, будучи загружен "карательной практикой")), преобразилась, и выяснилось, что ВЕретенникова поставили автором ошибочно, а подлинный автор Иван Овсянников, который всегда был Златоустом Рабкора. так что удивляться нечему)).

Тем не менее, несмотря на яркое описание того, что мы все и так более или менее знаем, и на чрезмерную развернутость этих описаний, я так и не понял, что ж делать-то?! Тред-юнионизмом заняться, что ли?!

Сам же автор высказался против квазирелигиозных явлений, заклеймил сектантов, но ему не хватило самокритики - честно сказать, что и сам он сектант троцкистского толка - кстати, про эту секту не нашлось унего ни добрых, ни злыхъ слов, как мне показалось.

И он только вполне квазирелигиозно выразил надежду на Жизнь Вечную - на формирование пролетариата в класс.

Допустим, наш автор "дорос" до того, что критикует тру-марксистов, мол, погрязли в эзотерическом теоретическом словоблудии.

Лады. Очень прекрасно.

Так что теперь: главное "практика"? А какой должна быть эта практика? Тред-юнионистской, террористической, дзен-буддистской, хиппарианской - какой вообще? Из большого текста, написанного с жаром талантливого публициста, мы ничего толком не узнаЁм. Мы лишь остаемся с надеждой в стиле Мальро - осталось рассказать о человеческом достоинстве, которое позволяет обрести коммунизм и гуманизм и перейти работать министром в Правительство де Голля, чтобы совсем ясно стало, в чем правда, брат...

socialist 19.10.2010 | вторник ответить

Спасибо за комплименты.

socialist 19.10.2010 | вторник ответить

По сути:

Какой должна быть практика?

На мой взгляд, сейчас основная задача строительство и укрепление структур солидарности и прежде всего боевых профсоюзов. Пара тройка таких межрегионалок, как МПРА, и жить в России станет намного веселей. В том числе и левым. Одновременно нужна хорошо поставленная просветительская работа левых, ориентированная прежде всего на активистов профсоюзов и соцдвижений и исходящая из их актуальных проблем. Для обеих этих задач необходима широкая левая организация, включающая в себя тех левых, которые реально работают внутри социального движения и способны представлять его политически.

socialist 19.10.2010 | вторник ответить

Стратегия как раз очень необходима, как совокупность чётких целей и задач в долгосрочной перспективе. А вот у профсоюзов её нет, им она может и не нужна так как есть конкретные задачи, они (задачи), как правило, на плаву, от того очевидны. Мне думается (хотя по цитате, трудно определить весь замысел говорящих), конфликт здесь как раз, в отсутствии связи. В понимании, что есть стратегия левого интернационала, а есть профсоюзная работа. Важно и то и другое.

Отчасти согласен. Единственная задача профсоюза - это защита членов профсоюза. Но поскольку выполнение этой задачи наталкивается на сопротивление работодателей и властей, профсоюзы, точнее активисты профсоюзов, приходят к пониманию необходимости действовать в политическом поле. Часть из них (лучшая часть) левеет и пытается сгруппировать вокруг себя левых союзников, осваивает новые методы работы. Часть - наоборот - приспосабливается. Это разные стратегии. О какой либо другой стратегии говорить не приходится. МПРА не может организовать всеобщую стачку в автопроме, к сожалению.

Ромаюн 19.10.2010 | вторник ответить

//По сути:

Какой должна быть практика?

На мой взгляд, сейчас основная задача строительство и укрепление структур солидарности и прежде всего боевых профсоюзов. Пара тройка таких межрегионалок, как МПРА, и жить в России станет намного веселей. В том числе и левым. Одновременно нужна хорошо поставленная просветительская работа левых, ориентированная прежде всего на активистов профсоюзов и соцдвижений и исходящая из их актуальных проблем. Для обеих этих задач необходима широкая левая организация, включающая в себя тех левых, которые реально работают внутри социального движения и способны представлять его политически.//

Я так понимаю, это путь еврокоммунизма.

И к чему он привел?

Александр 19.10.2010 | вторник ответить

//Я так понимаю, это путь еврокоммунизма.//

Ну или экономизм. Если левое движение не будет ставить перед собой далеко идущих политических задач, то так и останется топтаться на месте.

Анатолий Игнатьев 19.10.2010 | вторник ответить

По всему миру, от Греции до Аргентины, от Франции до Киргизии, рабочий класс все более мощно заявляет о себе

Насчёт Греции, Аргентины и Франции я согласен. А вот в прогрессивности антиузбекских погромов в Киргизии оптимизм тов. Овсянникова разделить не могу. Либо автор должен дать пояснения по Киргизии. Например, об антисемитских лозунгах последней киргизской революции.

Вячеслав 19.10.2010 | вторник ответить

Карасёв Вячеслав.

Во многом непонимание происходящих процессов и классовой борьбы возникло из того, что со времён Маркса и Энгельса многие политэкономы стали отождествлять понятия "рабочий" и "пролетарий". Видимо эта путаница началась ещё с Ф.Энгельса. А буржуазные политэкономы развили эту путаницу и углубили. Если внесём ясность в этот вопрос, то многое станет понятным.

Рабочий - это представитель социального класса, занятый в материальном производстве, продающий преимущественно свою рабочую силу (физический труд). "Пролетарий" - представитель более общей и объединяющей структуры - ОБЩЕСТВЕННОГО класса, который также продаёт свой труд, но характеризуется в первую очередь отсутствием у него какой-либо собственности, приносящей доход (средств производства).

1. В «Манифесте коммунистической партии», написанном К.Марксом и Ф.Энгельсом читаем:

«Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат.»

Если написано «два», значит – два, а не четыре или пять. Здесь применена классификация ОБЩЕСТВЕННЫХ классов, деление на собственников и наёмных работников.

При развитии производительных сил, автоматизации машинного производства, уменьшается количество рабочих, но никак не пролетариата. От производства материальных благ внимание общества переходит на воспроизводство самого себя.

В этом воспроизводстве участвуют все группы населения.

И поэтому (в духе Маркса) учёные, учителя, врачи - не какой-то абстрактный класс "интеллигентов", а самые что ни на есть пролетарии, в силу того и поскольку они не имеют собственности.

Протест этой части пролетариата постепенно нарастает.

2. Если мы следуем за Марксом в его идее поэтапного снятия степеней отчуждения путём поэтапного и последовательного присвоения производительных сил объединившимися индивидами, то получаем следующий процесс. Идёт разрешение противоречия между трудом и капиталом, снятие этого противоречия выражается в соединении, слиянии буржуа и пролетария в одном индивиде.

То есть, пролетарий, получив часть собственности, дающей доход, материально обеспечивает себя из двух источников, перестаёт быть чисто пролетарием и становится полубуржуа-полупролетарием. Так возникает, формируется и развивается 3-й общественный класс, средний класс. Почему средний, понятно. Потому, что он находится между буржуа и пролетариями.

http://www.alternativy.ru/ru/node/1217

socialist 19.10.2010 | вторник ответить

По поводу "еврокоммунизма" - с чего вы это взяли?

По поводу экономизма - экономизм (экономическая агитация + марксистская кружковая пропаганда) был необхордимым этапом становления с-д движения в России. Когда Ленин писал Что делать (а это было уже накануне 1-й революции) этот этап себя уже исчерпал. И он справедливо критикует тех, кто в условиях созревшей рев. ситуации держится за оправдавшие себя, но устаревшие методы.

socialist 19.10.2010 | вторник ответить

Ну, а по поводу Киргизии у вас, по-моему очень одностороннее мнение.

klaine 19.10.2010 | вторник ответить

///Когда Ленин писал Что делать (а это было уже накануне 1-й революции) этот этап себя уже исчерпал. И он справедливо критикует тех, кто в условиях созревшей рев. ситуации держится за оправдавшие себя, но устаревшие методы////

Думаю вы согласитесь, что политическая и социально-экономическая ситуация была несколько иной на кануне событий 1905 года. Ленин, безусловно, верно определил кружковый этап, как пережиток, однако кружки хоть и изжили себя на этой стадии, но свою роль сыграли, как в подъеме революционных сил, подготовке кадров, которые потом и создадут партию, так и в зондировании почвы под революцию, что так же было оценено Лениным по достоинству.

Всвязи с этим Иван, не могли бы вы охарактеризовать современную ситуацию более конкретно, обозначить имеющиеся (если таковые есть) предпосылки и тенденции революционного подъема в России на данный момент? Считаете ли вы? что у нас сейчас предреволюционная ситуация и кружки, как таковые неэффективны?

socialist 19.10.2010 | вторник ответить

Что касается кружков, то нужно четко понимать о чем речь. Рабочие кружки к. 19 - н. 20 вв. это кружки прежде всего образовательные. Революционные интеллигенты преподавали рабочим элементарные школьные знания и одновременно вели революционную пропаганду. Сегодня вряд ли такая форма будет востребована именно в такой форме. Вообще, я не вполне понимаю эту телегу Тарасова про кружки.

socialist 19.10.2010 | вторник ответить

Насчет предпосылок. Мне кажется, показателем их зрелости является развитие тех самоорганизованных структур, о которых я писал - прежде всего свободных профсоюзов. Я имею в виду во-первых численный рост, а во-вторых - рост радикализма и укрепление солидарных связей между различными протестными очагами. Тут нужен какой-то статистический анализ. По моему личному субъективному мнению есть основания для умеренного оптимизма. МПРА, в котором я работаю, растет (по крайней мере в Питере это сильно заметно - за год 5 новых первичек), Центр Взаимопомощи Рабочих - питерский КС - тоже укрепляется. Опять же, движение за Химкинский лес - это историческое событие для соцдвижений, такое же как стачки на Форде - для профсоюзного

klaine 19.10.2010 | вторник ответить

Что касается кружков, то нужно четко понимать о чем речь. Рабочие кружки к. 19 - н. 20 вв. это кружки прежде всего образовательные. Революционные интеллигенты преподавали рабочим элементарные школьные знания и одновременно вели революционную пропаганду. Сегодня вряд ли такая форма будет востребована именно в такой форме. Вообще, я не вполне понимаю эту телегу Тарасова про кружки. ////

Немного о левом кружке.

Спасибо Иван за ответ, ваша позиция по кружкам, от части ясна.

Моё мнение, что вы немного поверхностно понимаете деятельность и заслуги кружков и в итоге их значение. Даже если мы возьмём модель кружков 70-х и 80-х годов 19 века их рассвет и пик, то мы увидим несколько немаловажных моментов, которые, по каким то причинам сегодня считаются как бы неважными.

Вы правильно написали, что кружки являли собой, прежде всего образовательные объединения. Однако тут предлагаю разделять, кружки заводских рабочих, где и в самом деле рабочие имели возможность проходить школьные азы и усваивать идеологическую пропаганду, не без помощи естественно молодых революционеров. И кружки непосредственно революционные, которые также имели своей целью образование, но уже на более высоком уровне (психология, философия, политэкономия и т.п.). В которые входили в основном молодые студенты и курсистки, но также люди интеллигентных специальностей учителя, писатели, инженеры. Кружки тесно сотрудничали с революционными изданиями, например журнал «Вперёд».

Вообщем мы видим, что происходило взаимодействие кружков интеллигенции и рабочих кружков (это не только образовательная, но и реальная помощь в оказании стачек, забастовок, прямое участие в них). Сегодня такому стечению обстоятельств можно только позавидовать. Хотя я не отрицаю что стачки это прерогатива профсоюзов, но до тех пор пока нет радикальных политических требований.

Второй важный момент, кружки имели тенденцию нарастать как снежный ком с горы, сначала они составляли несколько человек, а затем их внутренняя численность возрастала и объединение двух трёх кружков, давало до несколько сотен людей, и кружки становились союзами. Дальше союзы пытались состыковываться с друг с другом и образовывалась партия (Эсеры образовались именно таким образом). Конечно, многие кружки распадались, в силу разных причин, некоторые остались в маргинальном положении, не уловив тенденции и т.д., вообщем всё кружки не удалось объединить в одну могучую партию.

Я уже писал о том, что главное, что дали кружки, это непосредственно качество, как в среде интеллигенции, так и в заводской среде, они были раздражителем системы, с ними невозможно было договорится властям, они ковали именно революционное сознание и подготавливали плацдарм для дальнейшего прогресса революционного движения.

Мы с вами указали выше, что профсоюз это структура зависимая и ограниченная в задачах и действиях, и она вообщем лишь от части может взять на себя политическую ответственность. Думаю, вы спорить не будете, что в России на сегодняшний день нет левой марксисткой организации (партии), способной дать бой капиталистической миросистеме, предоставив альтернативу, и тем самым осуществить переход, от «царства необходимости» в «царство свободы». Но для приведения её в жизнь нужны кадры, и уж простите меня Иван, профсоюз подобных кадров не даст.

Главное что сегодня нет, и почему Тарасов пишет о докружковой системе, это нет движения. Люди он пишет есть, а движения нет. Вот и мы с вами видим, что некоторые авторы на Рабкоре и комментаторы, схожи во многом в своих политических и идеологических взглядах. Однако между ними только невидимая корреляция, а не реальная, неосознанная. Нет системы, в которую могли бы объединится все эти люди и начинать работать, нет коллективного творческого процесса. Кружок это выход на данной стадии.

Вторая важная функция кружка, на которую я указывал выше, это взаимодействие с авторами теории и рефлексия на практике их интенций.

Третья это статус протоорганизации, то есть, когда есть осязаемый объект, люди быстрее включаются в процесс (рабочие, интеллигенты, студенты).

Сегодня, я думаю, что кружки не обязательно выстраивать по той модели, какой они строились в 19 веке. Опыт двадцатого века, и наличие новых технологий века 21-го дают новые возможности.

socialist 19.10.2010 | вторник ответить

Да, были кружки революционеров и рабочие кружки самообразования. Но сейчас мы видим нечто иное. Профсоюзникам и активистам соцдвижений необходимы те знания и опыт которые есть у левых (литературные, организаторские, ораторские и т.д.), и в еще большей степени те знания, которые у левых обычно отсутствуют - юридические, психологические и т.д. И политические идеи так же могут быть востребованы, если левые сумеют как следует их подать, перекинуть мост между марксистской теорией и практикой борьбы, а с этим как раз большие проблемы. Думаю, нужны не кружки, а какие-то центры, площадки, где левые и социальщики могли бы взаимодействовать друг с другом. Нужен коллектив авторов который писал бы актуальные брошюры, левое издательство, которое бы их издавало. Левая газета и левый журнал, которые было бы интересно читать не только самим левым. Да и еще много чего. Но, прежде всего, ломка перегородок внутри собственно левого движения, поскольку раздробленность теперь реально мешает.

Partizan 20.10.2010 | среда ответить

Мне кажется, вот не сектанты:

http://rutube.ru/tracks/3659109.html?v=57e19e302f24d27494032c3c140c007e

Ромаюн 20.10.2010 | среда ответить

//По поводу "еврокоммунизма" - с чего вы это взяли? //

Возможно, я неправильно понимаю это понятие, но насколько я понимаю, европейские коммунисты как раз устранились от лозунгов всемирного пролетарского интернационала, начав реформистскую борьбу за права рабочего класса СВОИХ стран.Это неизбежно объединяло их тактику с деятельность профсоюзов. В итоге мы читаем на Рабкоре восторги перед забастовками в Греции, во ФРанции и т.п. - которые, по сути, являюься формой БОРЬБЫ ЗА ПРИВИЛЕГИИ европейских работников по сравнению с периферийными.

Никаких политических достижений у европейских борцов нет. Да, они вошли в парламенты, они добились сносного житься СВОИХ национальных государств, но что значат все их государства на фоне всего мира? И как они планируют помочь индонезийсим работникам, бастуя из-за 35-часовой рабочей недели и месячных отпусков?

Типа, "наладим свои персональные тулупы, а потом жизнь наладится во всем мире" (образ Лужина из "Преступления и наказания"?

Либо есть данные, что профсоюзная борьба когда-то приведет к сокрушению буржуазного строя? И каковы прецеденты?

Я бы оперировал не расплывчатыми высказываниями типа: "от Греции до Аргентины", а числовыми данными: население гРеции - 11 млн (1/640 от населения Земли, в забастовках и прочем приняли участие дай Бог, чтоб 1 млн человек - 1/6400 от населения Земли; Аргентина побольше раза в четыре).

Можно, конечно, сказать, что это такие активисты, что они сокрушат греческое гос-во, как Ленин и большевики (их было еще меньше) и т.п.

Однако я задавал уже вопрос на Рабкоре, и не получил, как водится, ответа:

вот свергли нынешнее правительство. Потом провозгласили социализм и коммунизм. ЧТо дальше? Вышли из НАТО? Из ЕС? Ощетинились и дали отпор спецназу великих держав, зачищающему победоносных революционеров?

Или речь всего лишь об уходе нынешнего правительства в отставку (потому что при свержении руководства запросто может произойти вторжение тех же турецких войск, причем с точки зрения международного права оно будет легитимно. Подавляющей поддержки населения в Греции леваки не имеют, а стало быть, они быстро будут сокрушены извне и массовой внутренней оппозицией).

Смена же правительства (шила на мыло) ничего не даст, кроме временных отступлений капитала в частностях.

Удельный вес Греции в мировом хозяйстве практически нулевой. В случае введения против нее эмбарго и разрыве дипотношений ее экономика рухнет без туристов из ЕС - так что даже войска не понадобится вводить - население само проклянет ретивых левых.

Не думаю, что там сидят идиоты и не видят того, что вижу хоть я. Значит, они бушуют без планов взятия власти, просто усиливают свои позриции в местном политическом истеблишменте. Но нам зачем это? У Василия, что ли, жизнь от этого наладится?))

//По поводу экономизма - экономизм (экономическая агитация + марксистская кружковая пропаганда) был необхордимым этапом становления с-д движения в России. Когда Ленин писал Что делать (а это было уже накануне 1-й революции) этот этап себя уже исчерпал. И он справедливо критикует тех, кто в условиях созревшей рев. ситуации держится за оправдавшие себя, но устаревшие методы. //

Так что, у нас типа революция назрела?)) И пора "Что делать?" писать? И много дала населению Первая русская революция? Усилила буржуазию? А нынче у нас типа феодализм, как иной раз пишут? И нужна оранжевая революция?

Я понимаю логику левых, блокирующихся с буржуазной оппозицией: сумей эта оппозиция прийти к власти, она будет заведомо слабее нынешней устойчивой власти. Поскольку бедствия населения усилятся, ближайшие катаклизмы приведут к ускорению распадных тенденций и под шумок власть смогут взять разросшиеся в условиях либерализма а-ля 90-е леваки.

То есть по сути такие левые скорбят по неудавшемуся взятию власти в 90-е и надеются повторить тот хаос в своих интересах.

Но я подозреваю, что

1) успех их маловероятен;

2) населению их успехи счастья не принесут;

3) сомнительно, что ими движут альтруистические мотивы (по второй причине).

klaine 20.10.2010 | среда ответить

////

Да, были кружки революционеров и рабочие кружки самообразования. Но сейчас мы видим нечто иное. Профсоюзникам и активистам соцдвижений необходимы те знания и опыт которые есть у левых (литературные, организаторские, ораторские и т.д.), и в еще большей степени те знания, которые у левых обычно отсутствуют - юридические, психологические и т.д. И политические идеи так же могут быть востребованы, если левые сумеют как следует их подать, перекинуть мост между марксистской теорией и практикой борьбы, а с этим как раз большие проблемы. Думаю, нужны не кружки, а какие-то центры, площадки, где левые и социальщики могли бы взаимодействовать друг с другом./////

Понимаете Иван. Дело в том, что мы с вами говорим о левых, как об аморфном объекте, неком призраке коммунизма и это неслучайно, потому что пока нет конкретного левого движения, мы будем во власти абстракций.

Пример. Допустим если бы сейчас в России было две или три левых партии, или блока, фракции неважно. Вот тогда мы могли бы говорить о внутренних барьерах, о поиске компромиссов и путей выхода из кризиса.

Такого положения вещей нет. Есть хаос в левой среде. Процессы происходящие в среде сталинистов, авн-нбп-ников, анархистов и тому подобных, вообщем подпадают под определённые закономерности. Эти группы наполнены исключительно догмами, лозунгами апологетами конкретных исторических периодов советского государства, в худшем случае с примесью национализма. Они вне системного подхода и вне прогресса. К левым я бы отнёс их условно. Но там есть немало потенциальных левых, которые, пережив стадию консервативной трансформации, готовы идти вперёд.

О социал демократах, речь и вовсе будет короткой. Грань между либералами и либералами с левизной, настолько тонкая на сегодняшний момент, что её может уловить только самый тонко чувствующий политический эстет.

И так мы пришли к тому, что единственными по настоящему левыми, можно считать марксистов, как не парадоксально у которых своего образования вообщем нет, есть институциональные объединения ИГСО, Социализм 21 век и т.п. Марксиз как несущая конструкция всей левой мысли, как стержень, основа. Вокруг теоретико-методологических разработок и должны объединяться левые.

Повторюсь в очередной раз, что марксисты как раз довольно разобщены именно не по теоретико-идологическим взглядам, а организаторским причинам. Необходимы условия, изначально, объединять приверженцев марксизма. Поэтому полезны могут быть на начальной стадии, именно кружки, как интеллектуальное и практическое объединение. Когда эта стадия будет оформлена, тогда будет и взаимодействие с профсоюзами (левого толка) с социальщиками и прочими. Уже после стадии формирования, стадии коррекции, налаживания связей, будет возможность прогрессировать и расширяться. То есть привлекать массу сочувствующих левому течению, создавать типографии, фонды и т. д, и уже потом перерастать в движение и организацию, вести пропаганду.

На данный момент, всё очень условно, шатко, сыро и пропаганда на данный момент бесполезна.

socialist 21.10.2010 | четверг ответить

А по-моему в интеллигентских левацких кружках ничему путному научиться невозможно. Только мертвой букве марксизма. Каждый левый должен быть социальным активистом, иначе его левизна бесполезна

Robin Bad 21.10.2010 | четверг ответить

А по-моему в интеллигентских левацких кружках ничему путному научиться невозможно. Только мертвой букве марксизма. Каждый левый должен быть социальным активистом, иначе его левизна бесполезна

Вот зарекался дискутировать с троцкистами, а придется... Иван, а не приходило в голову, что прежде, чем ударяться в активизм, неплохо бы познакомиться с той самой буквой, которую вы поспешили похоронить? Я, конечно, понимаю, существует такая забавная позиция, что для освоения навыков драки нужно драться на улицах. Ага, если не убьют и не покалечат, то кто-то, может быть, и научится - "чему-нибудь и как-нибудь"(с). Но, истинно говорю вам, гораздо продуктивнее позаниматься в секции бокса или иного рукоприкладства, чтобы получать на практике куда более впечатляющие результаты (побитые мной лично "крутые уличные бойцы" вам подтвердят... А у меня просто хобби такое - бить всяких отморозков для личного удовольствия). Вы же, де-факто, предлагаете преисполненным энтузиазма неофитам лезть в воду, не только не зная брода, но и плавать не умея. И ладно бы речь шла о них самих - фигурально выражаясь, 99 из ста утонут, один плавть научится:), но ведь по умолчанию предполагается, что левый активист должен выступать в качестве организатора, пропагандиста и т.п. И что он наорганизует, если не имеет за душой ничего, кроме голого активизма? Что он будет пропагандировать и, говоря "высоким штилем", нести в массы, если в его собственной голове невообразимая каша, зачастую из прямо противоречащих друг другу положений? Вот и видим результат реализации такого подхода в виде разнообразных фриковатых личностей, зовущих рабочий класс "по-рыцарски глупой шпажонкой красиво сразить броневые чудища"(с) и совершенно не осознающих ответственности за людей, которые могут им поверить и за ними пойти. Допустим, сейчас, при существующих условиях, этих поверивших и пошедших окажется немного, соответственно, вред от безграмотного активизма окажется нивелирован силой обстоятельств. Но при возможном возникновении в будущем той самой революционной ситуации, которой пока не видно, широкие слои населения запросто могут усмотреть потенциального вожака в любом крикуне, приплюсуем характерное для подобных моментов состояние массового сознания "Веди же нас! Веди куда-нибудь!"(с) - и вот тут расплатой за теоретическую безграмотность и высокомерное пренебрежение к "мертвой букве" окажется большая кровь, как ни банально это звучит.

Поэтому левый активист должен быть еще и теоретически подготовленыым, иначе не только "его левизна бесполезна", но и активизму его хрен цена.

Ромаюн 21.10.2010 | четверг ответить

А по-моему в интеллигентских левацких кружках ничему путному научиться невозможно. Только мертвой букве марксизма. Каждый левый должен быть социальным активистом, иначе его левизна бесполезна

Вот зарекался дискутировать с троцкистами, а придется... Иван, а не приходило в голову, что прежде, чем ударяться в активизм, неплохо бы познакомиться с той самой буквой, которую вы поспешили похоронить? Я, конечно, понимаю, существует такая забавная позиция, что для освоения навыков драки нужно драться на улицах. Ага, если не убьют и не покалечат, то кто-то, может быть, и научится - "чему-нибудь и как-нибудь"(с). Но, истинно говорю вам, гораздо продуктивнее позаниматься в секции бокса или иного рукоприкладства, чтобы получать на практике куда более впечатляющие результаты (побитые мной лично "крутые уличные бойцы" вам подтвердят... А у меня просто хобби такое - бить всяких отморозков для личного удовольствия). Вы же, де-факто, предлагаете преисполненным энтузиазма неофитам лезть в воду, не только не зная брода, но и плавать не умея. И ладно бы речь шла о них самих - фигурально выражаясь, 99 из ста утонут, один плавть научится:), но ведь по умолчанию предполагается, что левый активист должен выступать в качестве организатора, пропагандиста и т.п. И что он наорганизует, если не имеет за душой ничего, кроме голого активизма? Что он будет пропагандировать и, говоря "высоким штилем", нести в массы, если в его собственной голове невообразимая каша, зачастую из прямо противоречащих друг другу положений? Вот и видим результат реализации такого подхода в виде разнообразных фриковатых личностей, зовущих рабочий класс "по-рыцарски глупой шпажонкой красиво сразить броневые чудища"(с) и совершенно не осознающих ответственности за людей, которые могут им поверить и за ними пойти. Допустим, сейчас, при существующих условиях, этих поверивших и пошедших окажется немного, соответственно, вред от безграмотного активизма окажется нивелирован силой обстоятельств. Но при возможном возникновении в будущем той самой революционной ситуации, которой пока не видно, широкие слои населения запросто могут усмотреть потенциального вожака в любом крикуне, приплюсуем характерное для подобных моментов состояние массового сознания "Веди же нас! Веди куда-нибудь!"(с) - и вот тут расплатой за теоретическую безграмотность и высокомерное пренебрежение к "мертвой букве" окажется большая кровь, как ни банально это звучит.

Поэтому левый активист должен быть еще и теоретически подготовленыым, иначе не только "его левизна бесполезна", но и активизму его хрен цена.

Подписываюсь под каждым словом, но хочу сказать и в поддержку Ивана: чрезмерное обожествление классиков, у которых якобы "есть все" - совершенно не способствует выработке исторического мышления в конкретной ситуации.

Robin Bad 21.10.2010 | четверг ответить

//чрезмерное обожествление классиков, у которых якобы "есть все" - совершенно не способствует выработке исторического мышления в конкретной ситуации//

- ясен пень, не способствует, мы об этом уже многажды толковали. Так ведь теоретическая подготовка и не должна сводиться к начетничеству. Иначе это будет уже не учеба, а зубрежка. А в целом, как говаривал старикан Конфуций, "если учиться и не думать - запутаешься, если думать и не учиться - погрязнешь в бесплодных сомнениях".

Да, вот еще вспомнилась притча из тех же времен: "Некий крестьянин пришел домой и сказал семье: ну и устал же я, целый день тянул вверх рисовые всходы, помогал им расти. Его сын побежал в поле и увидел, что все ростки завяли". В комментариях вроде бы не нуждается, но чую нутром, Партизан точно усмотрит проповедь оппортунизма:)

socialist 21.10.2010 | четверг ответить

Что за вздор! Разумеется, я не предлагаю отказаться от изучения марксистской теории. Я лишь считаю, что нельзя ограничивать свою практику интеллигентской кружковщиной

Ромаюн 21.10.2010 | четверг ответить

Что за вздор! Разумеется, я не предлагаю отказаться от изучения марксистской теории. Я лишь считаю, что нельзя ограничивать свою практику интеллигентской кружковщиной

По-любому не получится - все мы занимаемся чем-то еще кроме болтовни на форумах и гипотетического обучения в кружках. Другое дело, что деятельность даже самых ультрареволюционеров в отсутствие революционной ситуации будет вполне себе обывательским бытием (отморозков типа приморских в расчет не берем - от них толку ровно никакого для каких бы то ни было социально-экономических изменений).

Но, скажем, по роду деятельности я никак не смогу участвовать в каких-то протестных акциях и т.п. И многие другие люди с работой, профессией, устойчивым жизненным положением. В итоге максималистские представления ррреволюционной молодежи подходят лишь маргинальным деятелям, что в корне мешает успеху какой то там революции или разумных реформ.

В конце концов, времена большевистской партии прошли. Необходимо, чтобы левые идеи (то есть идеи справедливого общества - детали разнятся) привлекали вполне себе средних людей и даже кого-то из верхнего слоя - плохо, когда леваки сплошь безработные или студенты, или же люди без определенныхъ занятий, тяготящиеся своим положением и бросающиеся в авантюры и мечты.

В данный момент, полагаю, наша задача - создать такой имидж левым, чтоб люди не говорили: а, это такие е...утые на всю голову озлобленные неудачники.

Наоборот, желательно, чтобы левые стали для многих примером и вызывали массовые симпатии. И тут дело не только в том, чтобы бороться за лишнюю копейку для всеволожских рабочих.

Но и рисовать половые органы на мостах - выходка для совершенно маргинального слоя не то что общества, а молодежи - взрослых людей такие образы не прикалывают.

Резюмируя, спрошу: Иван, Вы как думаете - что кроме кружковщины могут делать такие "новые новые левые", не отпугивая обычных людей?

В сущности, Вы же, по-моему, писали, что нужны те же юрисконсульты и т.п. люди, нужные и важные массам.

Но и такого хождения в народ - мало.

Нужно что-то еще, но я не могу сформулировать((.

Александр 22.10.2010 | пятница ответить

По-моему вопрос вновь сводится к тому, чьи же интересы отстаивают левые, на какие слои населения опираются. Не исключено, что опора только на рабочих сегодня так же устарела, как и в конце 19 века народническая опора на крестьянство. Основой современного производства является в основном умственный труд, надо исходить из этого.

Zoil 22.02.2011 | вторник ответить

А по-моему в интеллигентских левацких кружках ничему путному научиться невозможно. Только мертвой букве марксизма. Каждый левый должен быть социальным активистом, иначе его левизна бесполезна
Из уст Ивана Овсянникова слышать сие особенно забавно :)

Написать комментарий

Добавить в:

Добавить в memori.ru Добавить в vaau.ru Добавить в news2.ru Добавить в slashdot.org Добавить в technorati.com Добавить в Magnolia Добавить в Livejournal Добавить в Reddit Добавить в Digg Добавить в Google

Постоянная ссылка :

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ ПРАВОСЛАВНО-КОММУНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ "ЗА ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ":

  • Анна Бусел. "Россия - к осмыслению нашего времени"

  • 93-й годовщине Донецко-Криворожской республики посвящается

  • В.Дикхут. "Реставрация капитализма в СССР"

  • Норд-Ост - нагромождение лжи!

  • Глеб Бобров: "Эпоха Мертворожденных"

  • Владимир Гарматюк: Империя Духа слагается из частиц духа её граждан

  • Анна Бусел: "Коммунизм в религиозно-философских учениях и циклы эволюции

  • Шмуэль Ерушалми: У буржуазии нет и не может быть правосудия

  • Т.Хабарова: "Анализ материалов по "партизанской войне" в Приморье"

  • Анна Бусел: "Общенародная собственность священна и неприкосновенна"

  • Земляки!Дончане!Донбассовцы!

  • Шмуэль Ерушалми : О пагубности капиталистической формы воспитания

  • Послевоенное мироустройство: новые сталинские подходы к внутренней и внешней политике

  • Академик Николай Левашов: "Теория Вселенной и объективная реальность "
  • Сергей Трегубов: "О том, кто победил и 20 лет "счастлив""

  • Эдуард Волков: "Коммунизм как мечта угнетенных, социальная утопия и марксизм"

  • Табачник отменил тестирование учащихся средних школ Украины

  • Майкл Кремо и Ричард Томпсон: "Неизвестная история человечества" (Запрещённая археология)

  • Найдена древнейшая 3D-карта Земли

  • Тупичёк Гоблина: про СССР и США

  • Юрий Крупнов: "Развал СССР, по сути, осуществила Российская Федерация"

  • Г. В. Носовский, А.Т. Фоменко: "РУСЬ и РИМ: Правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии?"

  • Алексей Иванов: "Социологи показали разницу между Донецком и Львовом"

  • Леонид Грач: «Я хочу, чтобы Янукович прочитал этот «монолог»

  • Алексей Иванов: "Николай Костомаров: культурный малоросс против политических украинцев "
  • Анна Бусел: "Отношения между коммунистами и православными христианами"

    Михаил Задорнов "ЕГЭ - контрольный выстрел в российскую систему образования»"

  • Т.М.Хабарова "Марксизм-ленинизм как государственная идеология"

  • Анна Бусел: "Светлое будущее человечества и миссия России"

  • Сергей Лисовский: «Янукович – это человек дела, а не оранжевый трепач»

  • Анна Бусел "Ответит ли православная церковь народу?

  • ФИЗИКА БЕССМЕРТИЯ: Новейшая космология, Бог и воскресение из мёртвых

  • К СУДУ НАД КОММУНИЗМОМ: Кто прав - коммунисты или церковь?

  • Украина: соборность и регионализм

  • Россия и Украина: шаги навстречу друг другу

  • Донбасс пророссийский?! В России так не считают

  • Правда и мифы о Донецко-Криворожской республике

  • 2-й съезд в Северодонецке
  • Строитель державы

  • Донбасс: русско-украинский бассейн

  • Торжество христианских принципов в атеистическом Советском Союзе

  • Политические идеи христианства и социализм

  • В.И.Ленин - штрихи к недорисованному портрету

  • Национальный коммунизм

  • Сон разума: украинский национализм как идеология

  • Махатма Ленин

  • Как убивали СССР

  • Создатели «Русской доктрины» включены в «100 творцов постсоветского пространства - 2009» по версии Global Intellect Monitoring

  • Ленин, Христос и диктатура пролетариата

    Архив статей Анатолия Пикалова:

    Брюзжание

    Притча о Боге и его сыновьях

    Жизнь и смерть Сергея Бодрова

    О возможности классовой борьбы на современном этапе

    Украинская Национальная Армия Спасения

    "Донецкая республика" подверглась репрессиям

    Международный Круглый стол в Донецке «Россия и Украина: проблемы сотрудничества и пути решения»

    Кто взорвал дамбы для Тимошенко?

    Вызываем огонь на себя!

    Донбасс электоральный

    Чего не знал Ахметов?

    Дерьмовидение

    Люблю грозу в начале мая...

    Новая украинская власть запрещает другим действовать методами, которые использовала сама

    Одесса едет в Донецк

    Павловская больница в Киеве переполнена людьми с Майдана

    Сегодняшний день в Украине объявляется днем выдающегося российского журналиста Михаила Леонтьева

    Обращение ко всем прогрессивным музыкантам

    Тревожные новости из Донецка

    Люди! Вы слышите?!

    Открытое письмо президенту В.Путину

    НЕ ЗАБЫТЬ!

    Эмошки

    FREE DOWNLOAD:

    Алексей Орлов "Украинская "матрица"-перезагрузка"

    Анна Бусел "Тайны России. ч.1"

    Анна Бусел "Тайны России. ч.2"

    Максим Калашников "Сломанный меч империи"

    Видеоклипы: гр. "Алиса" (Кинчев) - "Небо славян"
    Юрий Шевчук -"Это всё что останется"
    Юрий Шевчук - "Прогулки по воде"
    Константин Кинчев - "Памяти Александра Башлачёва"
    гр. "Ария" - "От края до края"
    гр. "Ария" - "Беспечный ангел"
    гр. "Ария" + Кинчев + Шевчук - "Воля и разум"
    Варшавский + Кипелов + Носков - "Well Be Back"
    Игорь Сукачёв "Гибель "Курска"

    Олег Газманов "Я рожден в Советском Союзе"

    Олег Газманов "Новая заря"

    MP3:"Голос Донбасса"

    "Донецкий край"

    "Шахтер"

    БЕЛЫЙ ОРЁЛ: "А в чистом поле система Град"

    В.C.ВЫСОЦКИЙ

    АРИЭЛЬ: "Жовтий та блакитний"

    ЛЮБЭ: "Гимн России"

    DDT: "Рожденный в СССР" Василий Романович Ваврик, уроженец села Яснище Бродского уезда, родился в 1889 году в крестьянской семье. В Бродах окончил немецкую гимназию и уже на школьной скамье принимал живое участие в культурно-общественной жизни гимназической молодежи. Свирепый 1914-ый год не позволил ему продолжать учебу на юридическом факультете Львовского университета. Свой “народный университет” прошел Василий Романович в застенках австрийских концлагерей Терезина и Талергофа...


  • Русская застава Игорь Скрыпник. Проект ОТКРЫТЫЕ ГРАНИЦЫ Донецкая республика Официальный сайт Павла Пикалова Союз рождённых революцией Донецкий народ Русский Донбасс ANTI-ORANGE
    Мнение Анатолия Пикалова не всегда совпадает с информацией, опубликованной на его сайте



    Hosted by uCoz