Еврорегион «Донбасс», как новый способ решения межрегионального российско-украинского трансграничного сотрудничества на Юге России
С момента распада Советского Союза и образования новых государств (в частности России и Украины, о которых и пойдет речь в этой статье) возникло множество дифференцированных проблем обусловленных нарушением хозяйственной, транспортной, социально-культурной инфраструктуры и ослаблением взаимосвязей между государствами, еще недавно переставлявшими единую систему. В то время как Россия решала проблему сотрудничества на национальном уровне путем активного участия в СНГ, ЗСТ, Таможенном Союзе и пр., Украина выбрала региональный вектор, а именно тесное сотрудничество приграничных областей с соседними государствами – Польшей, Румынией, Словакией, Венгрией. Теперь же Киев стал применять этот механизм взаимодействия не только с западными странами, но и со своим восточным стратегическим партнером – Россией, а конкретнее на Востоке Украины и Юге России. В октябре 2010 года был создан еврорегион «Донбасс» включивший в себя Луганскую и Ростовскую области, а буквально месяц назад «Донбасс» приобрел свои окончательные черты, приняв в свой состав Донецкую область. Все мы понимаем, что это явление настолько новое, что оно практически не успело обрасти аналитическими трудами и научными исследованиями. Эта статья как раз и есть одна из первых попыток в этой области, целью которой является проанализировать данное явление, выявить его сильные и слабые стороны и дать некую системную оценку.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо последовательно рассмотреть ряд задач:
- дать определения базовым понятием; - разобраться в истории вопроса; - выявить особенности еврорегиона как механизма межгосударственного сотрудничества - и наконец, проанализировать специфику еврорегиона «Донбасс».
Стоит отметить, что попытки наладить эффективное взаимодействие, в частности и трансграничное, между двумя государствами предпринимались неоднократно. Так сразу же после распада СССР, создается Союз Независимых Государств, целью которого было провозглашено поддержание, сохранение и взаимодействие постсоветских стран по всем направлениям. Однако уже к 2000 году СНГ, перестал на деле выполнять свои функции и стал носить чисто формальный характер.
С начала 2000 года активно обсуждалась информация о создании Зоны Свободной Торговли, которая должна была решить многие проблемы, однако её создание в 2003 году и последующая деятельность не принесла каких-либо существенных результатов.
После 2004 года отношения России и Украины приобрели, кризисный и проблемный характер и в связи с этим Украина не принимала практически никакого участия в создании Таможенного Союза (прототипом которого была ЗСТ), но к 2010 году так и не был выработан эффективный способ сотрудничества. Осознавая упущенные возможности и проводя новый курс внешней и внутренней политики, Украина проявила инициативу в этом вопросе и предложила решать проблему с учетом накопленного опыта европейской интеграции.
Из существующих на сегодняшний день механизмов приграничного взаимодействия наиболее эффективным признается деятельность именно по типу «еврорегионов». Еврорегионы представляют собой форму международной интеграции, основанную на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств Европы, характерной чертой которых является наличие постоянно действующих общих рабочих органов. Работа в формате еврорегиона позволяет его участникам развивать приграничную торговлю, реализовывать различные проекты в области туризма, экологии, спорта, культуры. Ещё одной отличительной чертой еврорегионов является то, что в их пределах фактически устраняются таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы.
Основной целью создания Еврорегионов является объединение усилий приграничных территорий (местных органов власти) для преодоления их относительной отсталости в социально-экономической сфере из-за отдаленности (изолированности) от центра для решения вопросов, направленных на улучшение жизни населения этих территорий.
Основными направлениями деятельности еврорегионов являются: экономика, социальная сфера и культура, транспорт, связь, образование, туризм, здравоохранение и защита окружающей среды. Кроме того, решаются вопросы обустройства совместной границы, миграции населения приграничных территорий, сотрудничества правоохранительных органов, взаимодействия в чрезвычайных ситуациях. В этой статье я хотел бы рассмотреть в частности еврорегион «Донбасс»
Так 29 октября 2010 года в городе Луганске губернатором Ростовской области РФ Василием Голубевым и председателем Луганской областной госадминистрации Украины Валерием Голенко был подписан договор о создании еврорегиона «Донбасс». Следующим крупным шагом в рамках данного направления было вхождение в марте 2011 года Донецкой области в структуру ерорегиона «Донбасс». Приведем краткие статистические данные о еврорегионе «Донбассе»:
- площадь 151 тыс. квад. Км - население 12, 5 мил. Чел. (для сравнения Москва – 11,5 мил. чел.)
Вдобавок субъекты «Донбасса» имеют мощную промышленную и ресурсную базу, развитую сельскохозяйственную отрасль и коммуникационный потенциал, что позволит в дальнейшем стать регионам передовыми и выйти на принципиально новый уровень развития. То есть, по сути, это слияние крупного промышленного сектора в лице Донецкой и Луганской областей и сельскохозяйственного (Ростовская область), что дает практически неисчерпаемый потенциал для роста и развития.
Так же были определенны цели новосозданного еврорегиона.
Их можно разделить на несколько групп, и включают они в себя улучшение межгосударственного взаимодействия практически во всех областях, от экономики до укрепления культурных связей. Здесь следует остановиться отдельно, и прояснить, что еврорегион, как механизм международного сотрудничества, как правило, преследует больше экономические цели, в этом смысле Донбасс является уникальным явлением, в котором социокультурный аспект имеет такое же значение, как и экономический. Ну, нам кажется, все в этой аудитории понимают, что это следствие общности исторического наследия и схожести менталитета, которые и обуславливают тесные социокультурные связи регионов.
Естественно, что разработчики проекта поставили и конкретные задачи, решение которых поможет достичь поставленных целей:
Как вы сами можете видеть, страны не собираются останавливаться на создании предписаний и рекомендаций, планируется учредить необходимые для эффективной деятельности органы, такие как специализированные фонды, кооперации и ассоциации, программы по обмену опытом, базис для совместной деятельности научных центров и обмена новыми технологиями.
Так же стоит учесть, что среди регионов приграничного пояса благоприятные условия для развития имеют те, которые располагаются на глобальных коммуникациях и на коммуникациях, обеспечивающих международное региональное сотрудничество. И в этом направлении флагманом выступает Ростовская область, через которую проходит СКЖД, трасса Волгоград-Киев, и имеет весьма крупный речной и морской порт в г.Ростове и г.Таганроге. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что при реализации всех декларируемых задач и достижение поставленных целей в рамках еврорегиона «Донбасс», а так же других действующих еврорегионов РФ и Украины, эта модель трансграничного взаимодействия позволит решить не только вопросы регионального значения и повлиять на развитие граничащих субъектов, но и существенно, а главное качественно сможет улучшить отношения между нашими странами и создаст между ними новую крепкую хозяйственно-экономическую, социальную и культурную связь, которая поможет модернизировать оба государства и сделать их ключевыми странами в определении и решении вопросов мировой политики.
Гришечкин Д.Г.,младший научный сотрудник центра украинистики ЮФУ