Расслабились мы, забыли золотое правило, дошедшее к нам еще из таких далеких времен, что даже и обозначить их будет сложно.
Кто виноват? В чем дело и что делать? Русский вопрос.
Правило простое - ищи кому выгодно.
У нас в стране, как бы она ни называлась, хоть Союз Племен, хоть Русь Киевская, хоть До-Киевская, хоть Советский Союз, хоть Империя с осознанием этого правила всегда были проблемы. Сильный всегда доверчив. Сильный всегда оценивает ситуацию со своей точки зрения. Как только ни называли нашу бедную страну и варварской, и бескультурной, и империей зла, но никто никогда не систематизировал подобные изречения с позиции: ищи кому выгодно.
О чем я пишу? Я пишу о ментальности нашего государства.
Многие из нас, из граждан даже не осознают насколько мы пропитаны этой ментальностью с рождения. Многие, окружающие нас, считают это признаком глупости. Я согласен. Это производит впечатление глупости, но это не глупость, как таковая. Русский человек изначально склонен к благородному самообману. Получая новую информацию, либо новую веру русский человек не готов оценивать ее с точки зрения критического анализа. Для нас каждый, не объявивший себя врагом, является другом по определению. Этот подход позволяет многим считать нас аватарами Ивана Дурачка.
Для тех, кто считает душевную щедрость импульсивность открытость и доброту глупостью, мы дураки.
Но в этой трактовке я горжусь тем, что мы дураки. Я горжусь тем, что моя страна никогда не искала мелких выгод. Я горжусь тем, что в моей стране еще существует понятие порядочности либо непорядочности власти. Я горжусь тем, что большая часть ошибок, совершенных моею страною идут от сердца, а не от правильного расчета. Что мы упрямо продолжаем считать своими тех, кто предает общую память и старые договоры. Что мы все равно исполняем договоры, пусть даже в одностороннем порядке. Что мы не бросаем на произвол судьбы людей, давным давно переставших быть нашими гражданами.
Что, как бы тяжело не жилось обычному человеку, он все равно помнит понятия: правильно и не правильно, а не выгодно и не выгодно.
Но мир изменился. Обидно и больно, но уже нельзя принимать как друзей всех, кто себя так называет. Уже пора взрослеть. Необходимо понимать зачем и для чего, и кто, и какими словами, либо действиями, либо бездействиями пытается нами управлять. Для России демократия никогда не понималась, как политический институт. У нас всегда был сдвиг в восприятии. Что демократические, что социалистические свободы нашим народом воспринимались, как стремление к справедливости.
Самое серьезное потрясение для человека было не то, что исчезли социалистические идеалы, и не приход капитализма. Нам вдруг всем сказали что в основе жизненных ценностей лежит выгода. Выгода любой ценой. Что ни правды, ни порядочности в наборе жизненных ценностей не предусмотрено. И нам оказалось некому верить. Не путайте: ни не во что, а некому. Мы все до сих пор подсознательно оцениваем прагматизм, как явление негативное и становимся заложниками собственного мировоззрения. Я думаю, что даже наши нувориши пускаются в дикие загулы от тоски. Идет не стыковка понятий. Разлетелась внутренняя установка: что хорошо, что плохо. У нас было достаточно негодяев, но они четко знали, что они поступают плохо. А теперь негодяю все говорят, что он поступает хорошо, но о то сам в это не верит.
Дала сбой самоидентификация.
И вот, на фоне всего выше сказанного, мы перестаем верить в реальность и начинаем верить в сказки. В самые страшные, глупые и вредные сказки, виртуально восстанавливающие нашу самоидентификацию .
Нас воспитывали на примере героев различных революций, потому революция ассоциируется с чем-то романтическим и героическим. Войны наша страна вела или освободительные, или против захватчика, поэтому война для нас это тоже героизм и романтика. Нас учили гордиться своей страной, поэтому мы испытываем неосознанную ненависть к тем, кто лишает нас этой гордости. Нас учили, что стяжать блага - плохо. Что любое богатство - это воровство, поэтому мы ненавидим олигархов. Нас учили, что все люди равны и что коммунизм реален, поэтому мы требуем себе незаслуженных, а желаемых благ и подменяем понятие способен заработать на хочу иметь.
В нашей стране обиженные и обездоленные берутся за топор. Мы привыкли учитывать муки совести у "раскольниковых". Для нас важно, что привело преступника к преступлению, а не сам факт преступления. Нас учили, что общество способно перевоспитать и мы снова, и снова ищем оправдания для убийц, бандитов и бездельников.
Повальное увлечение религией - это ответ человека на то, что его бросили одного перед необходимостью решать: что плохо, а что хорошо. Этот душевный раздрай приводит к необходимости формализации этих понятий и тут появляются товарищи, которые декларируют себя, как незаконно обиженных, угнетенных, репрессированных, оккупированных и требуют восстановления справедливости (псевдо-революционеры, псевдо-националисты, сепаратисты, религиозные фанатики, правозащитники и бездельники всех мастей).
Ну, не привык наш народ не слышать чужую беду.
В основе менталитета лежит жалость. Это особенность сильного. Сильный способен жалеть. А поверить, что на нашей жалости играют столь нагло беспринципно мы не в состоянии. Это идет в разрез со всеми ценностями нашего народа. Мы никогда не разбирались надо или не надо помогать, мы всегда сначала помогали. По принципу сначала помоги, потом будем разбираться.
И вот, мы несемся сломя голову на помощь тем, кто кричит, что их обидели. Не осознавая, что это другой менталитет, что наше стремление помочь и защитить является способом управления нами. Что наша потребность в справедливости является рычагом для манипулирования опять нами же. Что наше не умение быть равнодушными используется.
Нас ссорят с нашими естественными и потенциальными союзниками. Нас заставляют защищать наших врагов, оперируя самыми правильными и инстинктивно понимаемыми нашим народом понятиями.
Нам нужно учиться. Учиться, прежде чем вырабатывать собственное мнение производить первичный анализ: что и кто от нас хочет, к чему это приведет, кому это выгодно и так далее.
Ну, не виноваты те, кто нас использует в том, что мы им верим, они просто пользуются.
К чему я все это так долго писал, к тому, что нам пора взрослеть. Нашему народу пора взрослеть, иначе мы будем продолжать покупаться на чужие лозунги, принимать решения и действовать исходя из неверной информации, принимать врагов за друзей и наоборот. Верить пустым словам и обещаниям, а не делам и впустую растрачивать себя на бесполезное злобствование.
Президент Венесуэлы полагает, что Христос был распят за антиимпериалистические убеждения.
Уго Чавес во время выступления по государственному телевидению назвал Христа величайшим социалистом нашей эры, передает в понедельник агентство ЭФЭ.
В обращении к венесуэльцам, отмечавшим Пальмовое воскресенье, У.Чавес заверил, что с каждым днем все чаще обращается к Христу.
"Иисус – величайший социалист нашей эры. Ведь невозможно представить Христа-капиталиста", – заметил он.
По мнению У.Чавеса, Христос был распят именно из-за того, что "действовал как социалист и антиимпериалист".
Идея представить Христа в качестве борца с государственной властью не нова. В Евангелии описываются попытки фарисеев обвинить Христа в преступлениях против римской власти. В России представление о Христе как социалисте также было широко распространено. Белинский в письме к Гоголю называл Христа "первым революционером".
Каждый день Страстной недели называется Великим: Великий Понедельник, Великий Вторник... и заканчивается неделя Великим Воскресеньем, Пасхой Христовой. От этой недели берут начало все дни в течение года. Так, мы каждое воскресенье празднуем малую Пасху. Каждую среду постимся, вспоминая предательство Иуды. Каждую пятницу также постимся, вспоминая распятие нашего Господа. В этой единственной неделе заложены все времена и вехи, весь год.
О чем конкретно повествует каждый день Страстной недели, и как лучше провести эти дни, наша беседа с иереем Константином Кобелевым, клириком храма Святителя Николая в Бирюлёве, старшим священником храма Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме.
Отец Константин, как бы Вы выразили то состояние, которое должно наступать в человеке с приходом Страстной недели?
Я бы назвал это состояние молитвенно-внимательным. Но одно дело, быть предельно внимательным к своему морально-нравственному состоянию, а с другой стороны – и умом нужно понимать все, что происходит в эти дни. Господу мы должны молиться всем своим существом. Как тело состоит из отдельных членов, так душа состоит из многих ее составляющих: ум, память, эмоции. Нам нужно хорошо знать, чему посвящен каждый из этих дней.
Мы называем себя христианами, носим имя Христа. Значит, стараемся угождать Ему. А для Господа важно сопричастие Его чад важным моментам Его жизни. Поэтому неслучайно эти дни названы Великими. Мы должны почтить Бога в эти самые главные для Него дни. А для этого надо отложить всякие житейские попечения и постараться уделить время Господу – посещению особых богослужения.
К сожалению, многие семьи сейчас озадачены тем, как успеть сделать генеральную уборку до Пасхи, покрасить сотни яиц, "затарить" холодильник продуктами, которые будут готовиться накануне Праздника. Все понимают, что предстоит трудная неделя, в которую нужно все успеть. Это тоже важно?
Нужно освобождаться от всей суеты. Об этом очень хорошо писал святитель Иннокентий, которому тоже задавали вопросы: "Как же, такой праздник, нужно же готовить самые лучшие угощения!". И он говорил, что лучше мы меньше съедим, купим каких-нибудь полуфабрикатов, чем пропустим богослужения. Мы должны пренебрегать внешним – ради внутреннего.
Расскажите подробнее о службах Великой недели.
В первые дни недели: понедельник, вторник и среду, службы практически одинаковые. Поэтому по возможности можно посетить хотя бы одну из этих вечерних служб (воскресенье вечер, понедельник вечер и вторник вечер).
В каждой службе все зависит от того, какие читаются главы из Евангелия.
В Великий понедельник вспоминается ветхозаветный Патриарх Иосиф, которого братья продали в Египет. Это прообраз страдающего Христа.
Также в Понедельник вспоминается бесплодная смоковница. Говорится о том, что нам нужно трудиться, чтобы были плоды. Она символизирует, в первую очередь, духовные плоды. Бесплодная смоковница – это бесплодная душа, которая не приносит истинной веры, молитвы, покаяния, добрых дел.
В Великий вторник вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников. Это напоминание о том, чтобы не гордились собой.
Также в этот день вспоминается о Страшном суде, о воскресении мертвых, о десяти девах, о талантах.
В Великую среду вспоминается предательство Иудой своего Учителя за 30 сребреников. Это небольшая сумма, которую платили за раба. И это оказалась цена за Самого Создателя мира. Он мог бы поторговаться – ему дали бы больше. Но душа настолько поглощена была грехом, что Иуде даже неважно было, сколько именно заплатят. Его радовал сам факт получения денег.
Иуда сделал то, что предначертано? Может, какую-то часть его вины этот факт снимает?
Ничего не снимает. Нет ему никакого оправдания в этом плане. Это был выбор свободной воли человека. То, что Господь знал, что Иуда так поступит, не снимает вины этого человека. Единственное, какое может быть оправдание Иуде, это то, что он символизировал весь ветхозаветный мир, который уже одной ногой стоял в аду. С одной стороны была истинная вера, которая была единственно правильным понятием о Боге. С другой – к этому времени уже возникло настолько сильнейшее искажение этой истины, что в результате ветхозаветные люди практически создали свою личную религию. Почему Господь столько времени уделяет разговору о фарисеях, книжниках? Это были люди, которые заменили истинную религию на личную. Они даже не знали слов "милость", и это главное их искажение. Фарисеи руководствовались неверными понятиями о спасении человека. Произошла подмена религии.
В Великий четверг произошло установление таинства святого Причастия. Если в первые дни недели совершается Литургия Преждеосвященных Даров, то в Великий четверг совершается полная литургия, и даже несколько ослабляется пост. В этот день устанавливается таинство святого Причастия. Во время каждой литургии говорится: "Сие творите в Мое воспоминание", то есть во время литургии совершается воспоминание тех событий, которые происходили.
Вспоминается омовение ног ученикам. Господь, Учитель, Творец мира, своим ученикам умывает ноги, показывая им пример служения: "Кто из вас больший – да будет вам всем слуга". Господь Царь всей вселенной – Он же и служит. И самой литургией священник служит Богу, а Бог служит человеку, ради его спасении.
Вечером читается 12 Евангелий. Они предваряют те Страсти Христовы, которые будут на первом плане в пятницу. Церковь готовится к этим событиям. Вспоминается прощальная беседа с учениками, моление Господа в Гефсиманском саду. Господь просил их: "Молитесь, да не внидите в искушение", но они не выдержали и уснули. Может быть, из-за этого Петр и отрекся от Господа, если бы он молился, может быть, отречения и не было бы.
Затем вспоминается, как пришли воины, схватили Спасителя и отвели Его на суд. Дальше – как Господь был распят и как был положен во гроб.
Все эти события, о которых говорится в Евангелиях, происходят ночью с четверга на пятницу и в пятницу утром. Это ночь Страстей Христовых, во время которой мы должны особо усердно молиться, а утром, по возможности, посетить храм. Потому что утром в пятницу совершается одно из главных богослужений. Именно в это время Господь находится на кресте. То есть как раз в те часы, когда люди ходят по магазинам, покупают яйца, красят их, таким образом готовясь к Пасхе, – Господь висит распятый...
Конечно, и продукты покупать надо, но раньше или позже великой Пятницы. Нужно стараться в это время воздерживаться от лишних разговоров, внутренне следовать за Христом. Лучше всего в этот день пойти в храм или дома почитать предпоследние главы всех четырех Евангелий.
Днем Великой пятницы происходит еще одно богослужение, во время которого выносят Плащаницу. Обычно эта служба начинается в 2-3 часа дня. Читается Евангелие, посвященное Страстям Христовым, составленное из текстов разных евангелистов. Совершается удивительная служба, которая называется "Плач Богородицы". Читается канон, посвященный тем страданиям, которые испытала Матерь Божия, находясь у креста Господня. Богородица говорит, обращаясь к своему Сыну: "Почему Ты Сам лег в гроб, а меня оставил здесь одну?".
Обычно в храмах накануне, в Великую среду вечером, совершается подробная исповедь.
Почему этот день называется именно чистым четвергом?
Все дни этой недели или великие, или чистые.
В народе говорят, что четверг нужно посвятить особой уборке. Это последствия суеверий?
Посвятить четверг уборке не получится людям, которые ходят в храм и молятся. Убраться к Пасхе, конечно, надо, но в другие дни, до четверга.
Вечером в пятницу совершается уже утреня Великой субботы. Это богослужение начинается в скорбных тонах, а заканчивается крестным ходом с плащаницей вокруг храма. Читаются Апостол и Евангелие, предваряемые прокимном "Да воскреснет Бог". Уже начинается предвкушение Воскресения Христова. В это время, несмотря на черные облачения священников, зажигается свет в храме, торжественно читаются паремии. Священники стоят у Плащаницы и совершают как бы погребение Спасителя. Песнопения похожи на те, которые поются при погребении обычного человека. Читается 17 кафизма 118 псалом. Стихи псалма уже перемежаются с новозаветными тропарями, которые посвящены Христу Спасителю.
Заканчивается это богослужение крестным ходом у храма, торжественными изречениями, а также пророчеством Иезекииля о том, что было поле, полное костей – и эти кости оживают. Затем поется прокимен: "Воскресни, Господи и Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забудь убогих Твоих до конца".
Утром в Великую субботу служится уже вечерня, которая включает в свой состав литургию. Читается паремия с ветхозаветным пророчеством Воскресения Христова, и перед чтением Евангелия поются песнопения. В это время в алтаре священники меняют свои одежды с черных на белые. Это символизирует то, что Господь, сошедый Своим духом в ад, победил сатану.
В это же время снисходит благодатный огонь в Иерусалиме.
Ночью в субботу начинается Светлая пасхальная заутреня. Совершается крестный ход. Поется уже "Христос воскресе", открываются врата храма, символизирующие открытие того камня, которым закрывался гроб Господень. Затем совершается утреня, которая переходит в литургию.
Вся Пасхальная неделя – как один день Светлой Пасхи. Богослужения практически одинаковые. Каждый день, кроме самого момента открытия церковных врат, все повторяется. Если человек не смог попасть на Пасхальную службу, он не должен унывать. В любой день этой недели он может прийти в храм. Службы происходят при открытых Царских вратах, которые остаются распахнутыми в течение всей недели. Это символизирует, что для нас открыт рай. Посетите эти богослужения, и они наполнят вас пасхальной радостью на весь год!
Бог нужен всем, но не все одинаково это чувствуют. Бывает, что человеку нужно утратить всякую опору, всякие ориентиры и ощутить себя беспомощным и одиноким, для того, чтобы Бог стал первой и главной реальностью, а душа обратилась к нему, не отвлекаясь ни на что и по сторонам не оглядываясь.
Так бывает не только у обычных людей. Из общего закона не изъяты и такие "любимцы" Господни, как Апостолы. Павлу Христос сказал: "Сила Моя в немощи совершается". И сам Павел затем говорил "Когда я немощен, тогда силен". В этих словах скупо, но очевидно проявляет себя закон Господень, согласно которому человеку необходимо терпеть смиряющие неприятные обстоятельства. Иначе он, как необрезанная лоза, будет неспособен к плодоношению.
Что смиряет человека? Список пространен. Это болезни, старость, житейские нужды, злоба человеческая, обжигающая везде, и на работе, и по соседству, и дома. Это беды, случающиеся с теми, кого ты любишь. И это, конечно, разлуки и расставанья. Одной из видов разлук является беженство, изгнанничество, вынужденное прощание с Родиной. Войны, бедность и болезни, вкупе с частными и личными причинами, не перестают вырывать людей из привычного быта и переносить на большие расстояния в поисках хлеба, счастья, безопасности. Беде этой не видно конца, хотя человечество и стало терпимее, милосерднее, гуманнее. Так, по крайней мере, само человечество о себе думает. Видимо есть в странничестве какой-то высший смысл, раз нравы смягчаются и комфорт увеличивается, а скитания по миру огромных масс людей не прекращаются.
Странником и беглецом на этой печальной Земле был во дни Своего младенчества Господь Иисус Христос. Злоба Ирода согнала с места Его Мать и старца Иосифа и повела их в Египет.
Долго не имел на земле пристанища Авраам. Ни к чему не привязанный, свободный, как небесные тучи в стихотворении Лермонтова, этот праведник жил Богом и ходил перед Богом, будучи вечным странником.
Страннику нужен Бог. Странник не пускает в почву корни и не обрастает мхом, как лежащий на месте камень, но как звезда, он находится в движении и тоскует по той тишине и покою, какие дарятся Духом Святым.
Вот и наша Родина уже скоро столетие спустя революционный семнадцатый год не устает выталкивать за свои пределы волну за волной своих детей – эмигрантов первого, второго, третьего, четвертого поколений. Одних выгнали озверевшие строители всемирного счастья, других голод и разруха, третьих – страх репрессий, четвертых вынужденный плен. Потом пришла пора диссидентства, а вскоре за ней – развал страны и полное смятение в миллионах голов. Эта последняя волна эмиграции самая горькая. Она без всякой войны и идеологических преследований разрушила множество семей и рассеяла по миру тысячи, десятки тысяч наших людей, поехавших кто куда в поисках счастья, денег, куска хлеба, смысла жизни.
Может ли быть в этом печальном явлении хоть какая-нибудь польза? Может!
Люди, теряя все, становятся способными обрести Бога. А, обретя Бога, становятся способными вновь обрести все: смысл жизни, радость, друзей, Родину. Так Иов, потерявший все, был испытан и получил обратно то, что ранее утратил. Так и наш соотечественник, оказавшись под жарким солнцем другого континента или под яркими звездами другого полушария, начинает по-новому или даже впервые любить свою землю, интересоваться ее историей, вникать в ее веру.
Рассеяние – не только русская беда. Костлявая рука истории сеяла по ветру не один народ. Но всякий раз это были разные посевы. По степени человеческого горя они похожи или одинаковы. Но по степени влияния на жизнь мира, различны. Если рассеянный народ хранит в своей душе нечто далеко превосходящее этнографический материал, если в душе народа есть нечто всемирно-ценное, то его рассеяние несет миру благо посреди самих несчастий.
Если русские чем и богаты, то только Православием. До революции Православие могло казаться культурным придатком народной души, опорой царизма и привычной стихией. После революции вынужденные эмигранты первой волны ощутили в странах изгнания, что они обладают великой силой и огромным богатством. По-разному религиозные "во время оно", эти беженцы стали организовывать приходы везде, куда ни забросила их судьба. А вместе с приходами – газеты, фонды взаимопомощи, пастырские курсы и проч. Они не спились, не деградировали, не растворились в иноязычном море, владея многими языками. Они сохранили Русь в изгнании и познакомили мир с Православием.
Уже было сказано, что нынешние, последние волны эмиграции самые печальные. Печальны они также и потому, что, покидая Родину, нынешние эмигранты никакой особой культуры и традиции с собой не уносят. Только тоску и боль, смущение и смятение уносят они. Все остальное приходится открывать и приобретать в новой земле и под чужим небом.
Великая тоска (вечный спутник любого мигранта) заставляет наших людей искать Бога. Так получается, что вдали от Родины, среди пальм, а не березок, нынешний искатель счастья находит молитву, Евангелие, икону Богоматери и воскресную службу в одном из бедных и зарождающихся приходов. И эта находка, быть может, и есть то самое, для чего человек покинул Родину. Живи он там, Церковь была бы для него облеплена ярлыками расхожих предрассудков и отгорожена забором привычности. Родную Мать в Церкви легче узнать среди скорбей и вдалеке от привычного быта.
И еще одну пользу усматривает око в положении изгнанника. Изгнанник вольный или невольный учится во всех людях видеть братьев. Дома мы ослеплены национальной гордыней или просто бытовой спесью. Мы дома ограничены. По крайней мере, так бывает часто. За рубежом мы в людях узнаем людей. Мы пользуемся гостеприимством туземцев, принимаем их любовь и участие в нашей судьбе. Мы видим вблизи их жизнь со своей спецификой и неизбежными тяжестями. Общечеловеческая драма, одетая в местные одежды, бросается нам в глаза. Наша мысль и чувство вырастают до всечеловечности. И если кто-то при нас со временем унизит человека другого цвета кожи, другой культуры, мы восстанем против этой узости и мелкой спеси, потому, что мы уже разглядели брата в бывшем чужаке. Это наша беда так нас смирила и научила уму-разуму.
В наши храмы за пределами Родины ходят жители всех стран, среди которых живут наши люди. Это естественная и ненавязчивая форма миссии. Достоевский говорил, что "русский человек без Православия – дрянь". Он имел право на такие слова. Зато с Православием русский человек если и не сразу Серафим Саровский, то хотя бы келейник его. Русский человек в святоотеческом Православии мягок и глубок, задумчив и отзывчив. Его нельзя не полюбить, и веру его не полюбить нельзя. Поэтому приходят и будут больше приходить, если мы будем сами собой, в наши зарубежные храмы гостеприимные туземцы на всех континентах. И мы будем вставлять ради них в службы молитвы и чтения на местных языках. Мы будем проповедовать им, крестить и венчать их, будем причащать их. Мы сможем принести свежее дыхание Апостольской веры в новые земли, туда, куда еще сотни лет не добрались бы наши миссионеры. Это уже есть, и это уже чудо!
Поэтому за каждой частной бедой и отдельной историей нам предлагается ныне увидеть Божий Промысел, неусыпно и неустанно действующий в мире. Одна из граней этого Промысла заключается в том, что русский человек, живущий вдали от Родины, призван к тому, чтобы открыть для себя впервые или заново сокровище веры, хранимое Святой Соборной и Апостольской Церковью. Открыв это сокровище, он не удержит его в себе, но в силу широты и простоты душевной, поделится этим сокровищем со всеми нуждающимися, и это будет похоже на огонь малой свечи, от которой зажгутся миллионы новых лампадок.
Пингвины путались под ногами у строителей и мешали работать, а буревестники растаскивали стройматериалы.
Инициаторы возведения православной часовни в Антарктиде столкнулись с противодействием со стороны представителей фауны.
"Пингвины даже мешали работать. Они ведь нас совершенно не боятся. Вот тряпка лежала – они ее несколько раз утаскивали. И здоровенные буревестники норовили что-нибудь утащить – прямо в метре от нас схватят и унесут", – рассказал полярник Владимир Кошелев, слова которого приводит православная газета "Крестовский мост".
Храм установили на украинской станции "Академик Вернадский" на острове Галиндез. Чин освящения совершил архиепископ Львовский и Галицкий Августин. Он же вместе с остальными выполнял на месте все работы по возведению часовни.
"Из Аргентины мы шли в Антарктиду на судне "Полярный пионер" вместе с владыкой Августином и очередной сменой зимовщиков. Добрались до острова Кинг Джордж, где на китайской станции находилась на хранении наша часовня", – сообщил В.Кошелев.
Бывшая жена Николая Баскова Светлана Шпигель 17 апреля вышла замуж за владельца донецкой сети продуктовых магазинов «Обжора» Вячеслава Соболева, сообщает ТСН.
Свадьба дочери бывшего сенатора и фармацевтического магната Бориса Шпигеля прошло с размахом в банкетном зале московского ресторана "Метрополь".
Вячеслав Соболев известен в Украине как бывший заместитель председателя правления компании "Нафтогаз Украины". Говорят также, что Соболева связывает давняя дружба с президентом Украины Виктором Януковичем. Вячеслав был ранее связан браком, от которого у него осталась дочь.
Свадьба прошла в соответствии с еврейскими традициями. Лев Лещенко специально к празднику приготовил песню на иврите. Ведущим свадебного торжества стал Андрей Малахов, а гостей развлекали Филипп Киркоров, Сергей Светлаков, Михаил Галустян и "Хор Турецкого".
Близких и родных собралось не меньше сотни человек. В банкетном зале было накрыто около двадцати столов, которые ломились от изысканных блюд и дорогих вин. Первую брачную ночь молодожены провели в роскошном номере отеля.
«Светлана призналась, что собирается переехать вместе с сыном Брониславом в Киев к мужу, - рассказали близкие друзья невесты - Слава уже приобрел шикарные апартаменты в самом центре украинской столицы».
Светлана Шпигель прожила вместе с Николаем Басковым семь лет.
«Я знаю, что Светлана вышла замуж, - рассказал Николай .- Но мы с ней уже три года совсем не общаемся, и я даже не предполагаю, кто стал ее избранником. Честно говоря, мне все равно, желаю им семейного счастья».
Учредитель Благотворительного Фонда «Развитие Украины», самый богатый человек страны Ринат Ахметов принял решение направить 1 млн. долларов на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы.
Об этом сообщает пресс-служба фонда.
Таким образом Ринат Ахметов откликнулся на инициативу Президента Украины Виктора Януковича по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и принял решение выделить 1 млн. долларов на обеспечение проекта «Укрытие» - достройку саркофага на четвертом блоке ЧАЭС.
«Проблема ядерной безопасности - это проблема жизни и смерти, проблема будущего Украины. Ее необходимо решить в первую очередь. Саркофаг на 4 блоке должен быть достроен», - сказал Р. Ахметов.
Напомним, министр МЧС Украины Виктор Балога ранее сообщал, что на строительство укрытия четвертого блока ЧАЭС и проведения всех необходимых работ не хватает 740 миллионов евро.
В минувшую субботу в Донецкой облгосадминистрации состоялась рабочая встреча первого вице-премьер-министра-Министра экономического развития и торговли Украины Андрея Клюева и заместителя председателя правительства Российской Федерации Сергея Иванова по вопросам двустороннего сотрудничества в области авиастроения, космической отрасли и военно-технического сотрудничества.
С украинской стороны также присутствовали: министр обороны Украины Михаил Ежель, заместитель министра иностранных дел Украины Виктор Майко, другие "почетные члены делегации", сообщает пресс-служба облгосадминистрации.
С российской стороны присутствовали: посол Российской Федерации в Украине Михаил Зурабов, заместитель Министра иностранных дел РФ Григорий Карасин, первый заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин, Генеральный консул РФ в Харькове Всеволод Филипп и другие представители правительства РФ.
Открывая встречу, А. Клюев сказал: «Я рад вас приветствовать на украинской земле, на нашей малой родине – в Донецке. Приятно проводить подобные встречи, особенно в юбилейные даты мирового значения, когда наша родная страна Украина, а также Россия имеет к ним прямое отношение.
С участием высоких Российских гостей мы отметили полувековой юбилей полета Юрия Гагарина в космос. 12 апреля в Киеве был премьер-министр РФ Владимир Путин. А сегодня мы будем принимать участие в праздновании 90-летия со дня рождения легендарного летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Георгия Берегового. Наши страны – Украина и Россия - положили начало освоению космоса, и эта слава не померкнет в веках, а наши потомки будут помнить это и гордится».
Андрей Клюев также добавил: «За первый квартал товарооборот между Украиной и Россией был увеличен на 57% по отношению к 2010 году».
В свою очередь заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов отметил: «При всей плотности российско-украинских отношений и контактов такой частоты встреч, как в последнюю неделю, еще не зафиксировано. Отношения наши развиваются в последнее время очень динамично, позитивно».
В своем приветственном слове С. Иванов также выразил готовность обсудить многие аспекты относительно высокотехнологичной продукции, военно-технического сотрудничества, сотрудничества в космической отрасли.
ГАВАНА, 19 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/. Глава Госсовета и председатель Совета министров Кубы Рауль Кастро официально занял пост первого секретаря ЦК Компартии Кубы, который ранее принадлежал его старшему брату Фиделю. Об этом сегодня сообщило государственное телевидение страны, которое ведет прямую трансляцию закрытия 6-го съезда Компартии Кубы, передает ИТАР-ТАСС.
Областная прокуратура проверила соблюдение законодательства об оплате труда на государственном предприятии «Харьковский приборостроительный завод имени Шевченко». По состоянию на 1 апреля завод задолжал работникам 23 миллиона 29,8 тысячи гривень, сообщает пресс-служба прокуратуры.
Следователи выяснили, что руководство предприятия нарушило трудовое законодательство. Кто именно из руководителей, сменившихся на заводе с 2008 года (именно тогда там начал накапливаться долг по зарплате), – в пресс-службе прокуратуры не уточняют. Подозреваемые в преступлении тратили деньги в первую очередь не на зарплаты.
По результатам проверки, 14 апреля прокуратура возбудила уголовное дело относительно руководителей завода по факту «умышленной безосновательной невыплаты заработной платы работникам» по признакам состава преступления по ч. 1 ст. 175 Уголовного кодекса Украины.
Последний раз по поводу невыплаты зарплат шевченковцы протестовали 21 марта. Рабочие перекрыли возле завода улицу Октябрьской Революции. Акция протеста длилась несколько часов. Заводчане требовали выплатить зарплату – им тогда задолжали 27 миллионов гривень. Спустя неделю за счёт банковского кредита в 1,8 миллиона гривень на заводе выплатили зарплату за июнь 2009 года.
Подобную проверку прокуратура провела и на заводе имени Малышева. Следствие установило, что служебные лица, злоупотребляя служебным положением, в конце 2009 года заключили с частной фирмой договор на закупку продукции. Стоимость приобретённой заводом продукции на 184,5 тысячи гривень превысила цену непосредственного производителя.
По факту злоупотребления служебным положением 14 апреля 2011 года прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 364 Уголовного кодекса Украины. Досудебное следствие по делу проводится Харьковской межрайонной транспортной прокуратурой.
В конце марта этого года прокуратура Харьковской области уже возбуждала уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением в отношении бывших сотрудников завода имени Малышева. Экс-руководители предприятия составили неправдивые акты о сдаче-приемке научно-технической продукции и перечислили частной фирме почти 1 миллион 200 тысяч гривень, хотя работы не были выполнены.
12 апреля в Брюсселе состоялась двухдневная Встреча Коммунистических и Рабочих партий Европы, организованная Компартией Греции (КПГ) по теме: «Социальные и политические процессы в Европе и ответ коммунистов». Во встрече участвовали 38 партий из 31 европейской страны.
В делегации КПГ на встрече участвовали Алека Папарига, Генсек ЦК КПГ, Георгиос Маринос, член Политбюро ЦК КПГ, Элисеос Вагенас, член ЦК и заведующий Отделом международных отношений и Костас Пападакис, член Секретариата ЦК КПГ и Отдела международных отношений.
Работа встречи началась с доклада Алеки Папарига, в котором она подчеркнула: «Сегодня, на фоне непрерывной классовой борьбы, перед нами историческая возможность обратить мысли и деятельность борющихся народов, во главе с рабочим классом, к рабочей власти. Следует разъяснять, что даже если, в той или иной стране, народ изберет парламент, представляющий интересы рабочих и соответствующее правительство, последнее не сможет преодолеть основной закон капитализма, если не приступит к обобществлению основных средств производства, к выходу из ЕС и НАТО, к планированию на национальном уровне и к рабочему контролю снизу вверх».
На встрече участвовали представители следующих партий:
Коммунистическая партия Штирии (Австрия), Рабочая партия Бельгии, Партия болгарских коммунистов, Коммунистическая партия Великобритании, Новая Коммунистическая партия Великобритании, Союз Революционеров Коммунистов – Франция, Полюс коммунистического возрождения во Франции, Германская коммунистическая партия, Коммунистическая партия Дании, Коммунистическая партия в Дании, Партия Труда – Швейцария, Коммунистическая партия Греции, Коммунистическая партия Эстонии, Рабочая партия Ирландии, Коммунистическая партия Ирландии, Коммунистическая партия народов Испании, Коммунистическая народная левая Италии, АКЕЛ – Кипр, Социалистическая партия Латвии, Коммунистическая партия Белоруссии, Коммунистическая партия Люксембурга, Движение народного сопротивления – Молдова, Коммунистическая партия Норвегии, Новая Коммунистическая партия Голландии, Венгерская Коммунистическая Рабочая партия, Союз коммунистов Украины, Коммунистическая партия Польши, Португальская Коммунистическая партия, Российская Коммунистическая Рабочая партия - Революционная партия Коммунистов, Коммунистическая партия Советского Союза Коммунистическая партия Российской Федерации, Новая Коммунистическая партия Югославии, Коммунистическая партия Словакии, Коммунистическая партия Швеции, Партия Труда – Турция (ЕМЕП), Коммунистическая партия Турции, Коммунистическая партия Богемии - Моравии, Финская Коммунистическая Рабочая партия за мир и социализм.
На встрече присутствовала Мирта Кастро, глава представительства Кубы в Европарламенте, посол в Бельгии и Люксембурге и представитель КП Кубы.
Следует отметить, что Социалистический Народный Фронт Литвы, изъявивший намерение участвовать в лице своего председателя А. Палетскиса, не смог направить представителя. На открытии встречи Э. Вагенас сообщил по этому поводу, что «литовские власти завтра судят Палецкиса на основе антисоветского, антикоммунистического закона о «советской оккупации», поскольку он выступил против официальной трактовки кровавых событий, состоявшихся в январе 1991 г. в Вильнюсе. Сегодня имеется множество данных судебно-медицинской экспертизы и участников событий, доказывающих, что те события были организованны антисоветскими силами, сыгравшими провокаторскую роль и приведшими к жертвам, ответственность за которые была свалена на советскую армию. Товарищ Палецкис упомянул эти события в интервью и поэтому подвергается судебному преследованию. Мы выражаем солидарность с товарищами из Литвы, со всеми товарищами, которые преследуются в результате антикоммунистического законодательства, принятого в странах Европы и лично с т. Палецкисом».
Коммунистические и рабочие партии, принявшие участие в Европейской коммунистической встрече, организованной в Брюсселе 11-12 апреля, выражают свой резкий протест против систематического преследования и дискриминации направленной против Новой коммунистической партии Югославии (НКПЮ).
По приказу правительства Сербии, Центральный комитет НКПЮ должен за восемь дней покинуть свой единственный штаб в Белграде. Несмотря на то, что в последние 20 лет, со дня формирования НКПЮ, штаб-квартира партии размещалась в этом здании. Одновременно, власть Сербии не представила НКПЮ никакого другого помещения под штаб.
Эти действия правительства Сербии направлены против НКПЮ, которая давно является частью международного коммунистического движения.
Мы требуем немедленно прекратить преследования против НКПЮ!
Краткая рецензия на статью депутата Верховной Рады Украины Владимира
Марченко "О заявлениях лидера украинских коммунистов Симоненко в программе
"Свобода слова"
Я - последний человек, если стану расхваливать Компартию Украины и её
лидера Петра Симоненко. По-моему, решение симоненковских
коммунистов присоединиться к правительственной коалиции во главе с регионалами
- было не просто ошибочным, но и наносящим немалый ущерб репутации слова
коммунист, и коммунистическому движению в целом. В то же время, вышеупомянутое
заявление генсека КПУ является одним из немногих по-настоящему положительных
заявлений этого человека, сделанных им в последние годы.
Не знаю, с каких именно позиций товарищ Симоненко
делал своё заявление, в рамках эфирного времени телепрограммы "Свобода
слова"; не знаю, что именно глава КПУ подразумевал под сказанными им
словами. Но вне всякой связи с существующими на сей счёт вопросительными
знаками, смею заявить, что Пётр Симоненко оказался более чем прав, назвав
общесоюзной собственностью Тюменскую область, Республику Якутия - а так же
другие богатые полезными ископаемыми регионы России. Ведь и впрямь, в годы
существования Союза ССР и Россия, и Украина и все остальные бывшие уже союзные
республики - являлись общесоюзной собственностью. Другое дело, что у Симоненко
и его однопартийцев зачастую слова рознятся с
конкретными делами.
Войдя, после президентских выборов 2010 г. в правительственную
коалицию Януковича-Азарова, КПУ поставила
окончательный крест на своём праве именоваться компартией. Эта партия, больше
чем единожды доказывала свою приверженность украинской олигархии, а не
рабоче-крестьянскому классу. Но в данном случае, вне всякой связи с истинными
взглядами Петра Симненко, в нём - таки да - заговорил
глас настоящего коммуниста. В данном случае, генсек КПУ и оппортунист Симоненко
проявил себя как истинный и последовательный коммунист, чему, по правде говоря,
я и сам был маленько удивлён. Поэтому, я ещё раз
повторюсь: в данном, конкретном случае - критика товарища Марченко в адрес
товарища Симоненко была правильной, но слишком резкой, хотя по большинству
других вопросов связанных с деятельностью Компартии Украины я полностью
разделяю позицию ПСПУ.
Теперь, и на этом, наверное, буду заканчивать, хочу
сказать пару слов о территориальных претензиях Симоненко к России. Хоть в целом
я и согласен с утверждением Симоненко, что в бытность существования СССР, те
или иные регионы России находились в общесоюзной собственности - я ни коим
образом не могу принять ультра-шовинистских
призывов лидера КПУ к фактической аннексии Украиной части российской
территории. Спрашивается вопрос, где был Симоненко в годы
предшествовавшие развалу Союза? Где он был, когда партийные бонзы брежневско-горбачёвского типа растаскивали по кусочкам ту
страну? Забыл Петр, что это и ТЫ разваливал Союз, а потом сделал все, чтобы
партию не возглавили настоящие борцы за народ и коммунизм! Убрал всех! И партию
угробил!
И поэтому его
сегодняшние заявления, тем более на фоне его участия в правительстве
проворовавшихся олигархов во главе с президентом Януковичем
– выглядит, по крайней мере, смешно.
Симоненко, в какой уже
раз показал, что он никакой не коммунист, а обычный мракобес и украинский
шовинист прикрывающийся (во многом правильной) левой риторикой.
В Полтаве неизвестные расписали черной краской памятник Скорбящей матери. Об этом сообщил начальник Центра по связям с общественностью областного управления милиции Юрий Сулаев.
По его данным, неизвестные черной краской из баллончика на монументе написали фразу «Смерть жидо-москалям!». На данный момент надпись ликвидирована коммунальными службами Полтавы.
«Мы ищем вандалов. Ситуацию усложняет тот факт, что рядом с монументом нет камеры видеонаблюдения», — сказал Сулаев.
Он напомнил, что в мае прошлого года памятник реставрировали за средства мэрии, а в сентябре на нем появились надписи, похожие на сегодняшние. Тогда вандалов не нашли.
Отметим, что в годы Второй мировой войны на месте памятника Скорбящей матери фашисты расстреляли, по разным данным, от 23 до 30 тыс. полтавчан: мирных жителей, военнопленных, там же был и небольшой концлагерь.
Лидер националистической организации "Славянская сила" Дмитрий Демушкин вызван на допрос в прокуратуру. Об этом он сам сообщил "Интерфаксу" во вторник, 19 апреля.
Как сказано в повестке, Демушкин должен явится в 11:00 в прокуратуру ЦАО (судя по сообщению, речь идет о 19 апреля). "Явку обеспечивают сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом", - рассказал он.
"В отношении меня возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 282, по которой меня подозревают в руководстве движением или структурным подразделением организации, в отношении которой вступило в силу решение суда о запрете", - пояснил Демушкин. Он связывает действия прокуратуры с попыткой создания националистами единой организации.
Демушкин не исключает, что после допроса ему предъявят обвинение и возьмут под стражу.
В апреле 2010 года Мосгорсуд запретил деятельность "Славянского союза", лидером которого был Демушкин. В июне того же года это решение подтвердил Верховный суд РФ. После этого была создана организация "Славянская сила", которая, по утверждениям Демушкина, стала правопреемником "Славянского союза".
В середине апреля 2011 года Демушкин сообщил, что националисты создадут единую политическую организацию. "Новое объединение федерального масштаба будет состоять из многих местных организаций, численностью от пяти и более человек", - заявил он. В новую структуру должно было войти и Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ). 18 апреля Мосгорсуд признал ДПНИ экстремистской организацией и запретил.
Глава фракции "БЮТ-Батькивщина" Иван Кириленко обвиняет российскую сторону в невыполнении "харьковских соглашений" и предлагает создать в Раде временную следственную комиссию по расследованию этого вопроса, чтобы в дальнейшем инициировать отмену соглашений с РФ, сообщает "Украинская правда".
Президенты Украины и России Виктор Янукович и Дмитрий Медведев 21 апреля 2010 в Харькове подписали соглашения о продлении срока пребывания Черноморского флота РФ в Крыму, в обмен на снижение на треть цены российского газа для Украины.
По словам парламентария, Украина неуклонно выполняет свои обязательства, при этом не получая обещанного удешевления газа.
"Харьковские договоренности" были неоднозначно восприняты обществом, вызвав одобрение со стороны сторонников сближения с Россией и крайне отрицательную оценку со стороны оппозиции. Ратификация соглашений в парламенте сопровождалось дракой с применением дымовых шашeк.
Украина подпишет общее Соглашение о перемещении сил и персонала НАТО по территории Украины. Об этом речь идет в Годовой Национальной программе сотрудничества Украина-НАТО на 2011 год.
Согласно документу, украинский президент пообещал обеспечить транзит через Украину всего необходимого для проведения операции в Афганистане. «Под это дело пообещали, что соответствующий договор наберет юридической силы уже в этом году», — пишет издание.
Кроме того, в этом году Украина обязалась предоставлять свою транспортную авиацию для нужд Североатлантического альянса.
Напомним, в феврале правительство Украины утвердило годовую программу сотрудничества с НАТО, которая предусматривает, что «Украина будет развивать конструктивное партнерство с Североатлантическим альянсом, соглавно закону Украины «Об основах внутренней и внешней политики» во всех направлениях, определенных в соответствующих двусторонних документах, с соблюдением принципов, зафиксированных в Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического договора от 9 июля 1997 и в Декларации о ее дополнении от 21 августа 2009 года.
19 апреля активисты ялтинской городской организации Русской Общины Крыма предложили горожанам подумать и ответить, чем, по их мнению, явилось для полуострова присоединение в 1783 году к России. Участникам опроса была предоставлена возможность одним предложением записать свой ответ на большом плакате. Вот лишь некоторые интересные ответы: «Я благодарна Екатерине, что Крым русский. Лариса. Ялта», «Обезопасили южную границу от турков, взяли народы Крыма под свою опеку. Игорь. Ялта», «Необходимо вернуть историческое имя Таврида», «Таврида - святая земля, она воссоединит Святую Русь воедино»… Такие ответы показывают, что несмотря на 20 лет жесткой украинизации, крымчане продолжают с надеждой смотреть на Россию как на великую страну, способную объединить воедино Святую Русь, распавшуюся по вине горе-правителей на отдельные фрагменты.
Всем участникам опроса вручались апрельские номера газеты «Русский Мир» и «Ялта Православная».
В Русской Православной Церкви в очередной раз напомнили, что традиция посещать на Пасху могилы близких не является христианским обычаем, сообщает ИНТЕРФАКС.
Глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов в эфире телеканала "Спас" рассказал, что корни этой традиции уходят в дореволюционную Россию, когда абсолютное большинство наших предков жили в деревнях и на Пасху ездили в близлежащие села, где, в отличие от деревень, непременно был храм. Чтобы не возвращаться по бездорожью и потом, уже по хорошей погоде, не ехать снова на кладбище, чтобы убраться на могилках, простой люд после службы отправлялся к местам упокоения близких (людей тогда хоронили в основном при церквях) и разговлялся на кладбище принесенным с собой куличом
Таким образом, по словам священника, собственно христианских корней у традиции пасхальных посещений кладбища нет.
"Это никак не связано. Этот обычай возник из практических соображений, потому что другого пути не было, и сейчас потерял всякий смысл", - сказал отец Димитрий, добавив, что, хотя "дороги остались такими же, как были тогда", но в распоряжении современного человека есть автомобили, автобусы, электрички, да и в деревнях живет гораздо меньше народу, чем прежде.
В то же время, продолжил отец Димитрий, в самом посещении кладбища на Пасху никакого греха нет.
"Мы свободные люди – мы на кладбище можем ходить и на Пасху, и на Рождество, и на день рождения Ленина, и кто нам что вообще запретит! Никаких церковных предписаний насчет таких глупостей, когда кому куличи есть и яйцо крашеное, нет, потому что ни кулич, ни яйцо к Воскресению Христову не имеют никакого отношения. Это просто наш отечественный, народный, крестьянский, освященный временем обычай", - пояснил отец Димитрий.
Напомним, в конце марта 2011 г. наше Всеукраинское объединение «ЗУБР» (в лице председателя организации Е. А. Мазур) отправило в Печерский суд Киева Жалобу частного обвинения в преступлении против основ национальной безопасности Украины по ст.111 УК Украины относительно государственной измены, преднамеренно содеянной в ущерб суверенитету, неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической и информационной безопасности Украины в связи с продажей Фондом Госимущества Украины единственного в Украине государственного оператора связи ОАО «Укртелеком» некой иностранной конторе (созданной за пару дней до продажи в оффшоре на Кипре) «Рога и копыта» (за которой скрывается интер-преступник Сорос и якобы некоторые первые лица Украины) .
30 марта состоялся суд, и мы получили Постановление (№1-354/11) следующего содержания: «… Жалобу частного обвинения Мазур Е. А о возбуждении уголовного дела направить по назначению в Генеральную прокуратуру Украины. Постановление обжалованию не подлежит».
Печерский районный суд г. Киева во исполнение Постановления судьи О. Царевича от 30.03.2011 №1-354/11 (см. фотокопии) направил в Генеральную прокуратуру Украины жалобу частного обвинения Е. А. Мазур о возбуждении уголовного дела по факту государственной измены.
Решение суда мы получили в понедельник 4 апреля, и, как обычно, в пятницу (эти ребята всегда развивают бурную деятельность в последний рабочий день недели) Е. А. Мазур был звонок из якобы СБУ от некого Кравцова с предложением о встрече для беседы по Жалобе об госизмене во исполнение «непонятного распоряжения начальства» (по факту этого странного звонка нами уже направлена жалобу в Генпрокуратуру) …
Странное, прямо скажем, предложение от СБУ. Мало того, что наша общественная организация на общественных началах (то есть бесплатно) делает их работу, так эти бездельники, оказывается, не знают своих профессиональных обязанностей, что опрашивать надо не нас, а тех, кто подписал документы о продаже ОАО «Укртелеком»: председателя Фонда Госимущества А. Рябченко и других руководителей государства Украина.
В ближайшие дни мы должны получить ответ из Генпрокуратуры. Посмотрим, найдётся ли в Генпрокуратуре следователь, способный, как судья О. Царевич, быть непредвзятым, объективным, готовым защищать Родину, народ, да, и самого себя?..
Будем и далее держать наших читателей в курсе данного дела.
Кроме того, хотим обратиться ко всем неравнодушным к своей судьбе людям, чтобы Вы, уважаемые, последовали нашему примеру, и от своего имени отправляли в суд, в прокуратуру аналогичные Жалобы по фактам госизмены (не только по факту продажи ОАО «Укртелеком», но и по фактам продажи иностранцам иных стратегических объектов Украины, по конкретным фактам геноцида (убийственное повышение цен на комуслуги, продукты питания), русофобии и пр.).
Если кто-то ещё не осознал, ответственно заявляем, Украину уже открыто провозгласили колонией, страна оккупирована вполне конкретными представителями международной преступной мафии (и их украинскими холуями-полицаями), скрывающейся под личиной МВФ, ВТО, МБ, НАТО и прочих международных банд.
В этом году исполнится 20 лет с тех пор, как прекратил существование Советский Союз. Говоря о факторах, приведших к распаду сверхдержавы, вспоминают, как правило, о плачевной экономической ситуации в стране, падении мировых цен на энергоносители и крахе коммунистической идеологии. Упоминают и то, что-де Союза не стало ещё и потому, что страну предала её элита. При этом называют, как правило, две фамилии – президента СССР Горбачёва и президента России Ельцина. Это не совсем верно: да, действительно советская элита сыграла решающую роль в распаде страны, но люди, которые этому способствовали в гораздо большей степени, чем Ельцин и Горбачёв, известны лишь очень узкому кругу посвящённых, и их фамилии не скажут обывателю практически ничего. «Наша Версия» получила возможность приоткрыть завесу тайны над тем, как и кем готовился распад Советского Союза.
В 1968 году был создан так называемый Римский клуб – структура, объединившая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Создал клуб итальянский предприниматель Аурелио Печчеи, благодаря непосредственному участию которого в СССР был построен Волжский автозавод в Тольятти и началась сборка копий «Фиат-124» под новым названием: «Жигули».
«Печчеи не замедлил озвучить цели и задачи клуба: одной из важнейших он считал вовлечение стран соцлагеря в международные экономические процессы, – поведал корреспонденту «Нашей Версии» известный политолог Сергей Кургинян. – На Западе к тому времени уже достаточно много говорилось о том, что мировая экономика разделена крайне непродуктивно – примерно треть её находится вне рынка, в так называемом советском секторе экономики. Наличие соцлагеря препятствовало капиталистической экспансии, а значит, и развитию стран со свободным рынком».
Печчеи, положивший полжизни на то, чтобы вовлечь советских лидеров в рыночные отношения, и лично способствовавший не только контракту с FIAT, но и с «Пепсико», заявил участникам Римского клуба, что для успешного функционирования капиталистического уклада экономики «страны соцлагеря необходимо вскрывать, как консервную банку – с помощью острого консервного ножа».
Осенью 1972 года неприметный заместитель начальника Госкомитета СССР по науке и технике Джермен Гвишиани вылетел в Австрию, чтобы в Лаксенбургском замке под Веной встретиться с представителями Римского клуба и Международного института прикладного системного анализа (МИПСА, или, в латинской транскрипции, IIASA). МИПСА на тот момент был только-только основан – его учредителями стали США, СССР, Канада, Япония, ФРГ, ГДР и ещё несколько европейских стран. За глаза МИПСА называли «проектом двух разведок» – КГБ и ЦРУ – и считали некоей переговорной площадкой для элит капстран и государств социалистического лагеря.
Сорокатрёхлетний Гвишиани был именно тем, кому советская партноменклатура поручила наводить мосты между СССР и Западом. И этой самой партноменклатуре он был вовсе не чужим человеком: Гвишиани был зятем советского премьера Алексея Косыгина, ни больше ни меньше – второго лица в государстве. Косыгин дружил с его отцом, генерал-лейтенантом НКВД Михаилом Гвишиани. Они были обязаны друг другу жизнью: Гвишиани спас Косыгина во время процессов по так называемому Ленинградскому делу в конце 40-х годов и не дал ему разделить участь главы Госплана Николая Вознесенского, чьим протеже Косыгин считался. В свою очередь, Косыгин пришёл на помощь Гвишиани, когда его чуть было не привлекли к суду вместе с заместителями министра МГБ Лаврентия Берии в 1953 году (генерал отделался лёгким испугом, лишившись погон, и был принудительно выдворен на пенсию, в то время как остальных соратников Берии расстреляли).
В Вене Гвишиани провёл секретные переговоры с представителями Римского клуба. Если бы тема переговоров стала известна широкой общественности – или хотя бы убеждённым противникам тесных контактов с Западом в Кремле, вроде Михаила Суслова, – Гвишиани попросту расстреляли бы за измену Родине. Ибо речь на переговорах шла не о чём ином, как о предстоящем распаде СССР.
Вначале слово взяли Печчеи и лорд Цукерман и прочитали Гвишиани что-то вроде политинформации. Население славянских республик СССР не увеличивается, в то время как в Средней Азии оно растёт как на дрожжах. В то же время именно Россия обеспечивает прожиточный минимум среднеазиатских республик, выделяя им колоссальные дотации – в советской империи не окраины кормили центр, как это принято в нормальных империях, а наоборот. Положительное сальдо по ВВП было на тот момент у России и Азербайджана, более-менее сносно чувствовали себя и Украина с Белоруссией. Печчеи обратился к Гвишиани с просьбой изложить руководству СССР – премьеру Косыгину и главе КГБ Андропову – предложение Запада. Сводилось оно к следующему: повышая дотации окраин, Россия обречена нищать. Модернизация при этом почти не проводится, технологическое отставание нарастает. А в это время Китай уже готов к технологическому прорыву. Если Россия, Украина и Белоруссия освободятся от окраин в лице среднеазиатских республик и успеют провести форсированную модернизацию, то новому Союзу найдётся место где-то в экономической нише между развитым Западом и развивающимся Китаем, в так называемой полупериферии. Если же нет – СССР неизбежно придёт к экономическому коллапсу.
Было и ещё одно условие, оно-то и сыграло впоследствии решающую роль: Среднюю Азию Москве предлагалось ввергнуть в системный кризис и получить оттуда дешёвую рабочую силу на проведение «славянской модернизации». Именно этот пункт программы впоследствии испугал и Косыгина, и Андропова и в конечном итоге затянул принятие решения на годы.
Накануне австрийских переговоров Гвишиани встретился с председателем КГБ Андроповым. О чём они договаривались, достоверно неизвестно: протоколы встречи по понятным причинам не велись. Но известно вот что: в случае провала – то есть, если о его миссии станет известно Михаилу Суслову или кому-то из «твердолобых», как называл Андропов сторонников неизменного курса на противостояние с Западом, – Гвишиани лучше покончить с собой. Ибо в этом случае КГБ придётся от него откреститься.
После того как Гвишиани провёл переговоры и вернулся в Москву, он снова встретился с Андроповым. Решено было не торопить события, а для начала просчитать все риски и выгоды, которые могло принести разделение СССР. Понятно, что для такого дела была нужна площадка и нужны были специалисты – экономисты, политологи, социологи, в конце концов. МИПСА для этого не годился, нужен был научно-исследовательский институт внутри страны. Три с половиной года ушло на подготовку такой площадки – учёных отбирали по двум критериям, они должны были быть не слишком болтливыми и не должны были симпатизировать советскому укладу экономики. В идеале же они должны были быть тайными антисоветчиками – явными они быть не могли в принципе, ибо вряд ли смогли бы долгое время находиться при этом на свободе.
И вот летом 1976 года заработал Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований (ВНИИСИ) – как советский филиал Международного института прикладного системного анализа. Первым директором института стал не кто иной, как Джермен Гвишиани, и проработал он на этом посту 17 лет. За это время Гвишиани стал академиком АН СССР (в 1979 году), членом Римского клуба, почётным доктором Пражской высшей экономической школы, почётным членом Шведской королевской академии инженерных наук, Финской академии технических наук, почётным доктором Хельсинкской школы экономики, членом Американской академии управления, членом Международной академии управления... И почти все эти и десятки других регалий он получил, оставаясь советским подданным, неприметным и мало кому известным учёным.
На то, чтобы разработать в деталях идею распада СССР, ушло несколько лет. Лишь в декабре 1982 года, после того как Андропов стал генеральным секретарём ЦК КПСС и фактическим руководителем советского государства, наработки подчинённых Гвишиани были систематизированы. Оставалось лишь представить их Политбюро и принять, таким образом, окончательное политическое решение.
В Политбюро была создана так называемая комиссия Тихонова – Рыжкова для подготовки широкомасштабной экономической реформы в СССР, которая фактически была политической и ставила крест на Советском Союзе в том виде, в котором он функционировал на тот момент. Николай Тихонов был председателем Совета министров СССР (он заменил внезапно умершего Косыгина), ему было за 80, и он мог осуществлять лишь формальное руководство – в лучшем случае. Заправлял всем секретарь ЦК КПСС по экономике Николай Рыжков, в недавнем прошлом директор крупного уральского завода, которого привёз в Москву Андропов. Вряд ли Рыжков подозревал о политической подоплёке деятельности комиссии, он был всецело увлечён экономикой и о грядущем распаде страны мог не догадываться. Зато об этом хорошо знал Джермен Гвишиани, осуществлявший научное руководство этой комиссией. А помогали ему сотрудники института – Станислав Шаталин, Егор Гайдар и Пётр Авен.
Результатом деятельности «комиссии Тихонова – Рыжкова» стала 120-страничная программа экономической реформы в СССР. За образец бралась Венгрия. Образование «нового Союза», предусматривавшее подписание нового союзного договора между республиками СССР, оговаривалось в приложении к программе. Но не факт, что договор подписали бы со всеми: кроме славянских республик в новом Союзе могли оказаться только Азербайджан и Прибалтика.
И тут внезапно умирает Андропов.
А пришедший ему на смену Константин Черненко вовсе не горит желанием реформировать СССР. В общем документ положили под сукно. Извлекли его оттуда лишь летом 1985 года, когда страну возглавил Михаил Горбачёв.
Историки и правозащитники выражают сдержанный оптимизм по поводу возможных результатов очередной десталинизации, отмечая при этом, что в России и сейчас немало приверженцев «сильной руки». Уместно в связи с этим привести строки поэта Бориса Чичибабина:
Я на неправду чертом ринусь,
не уступлю в бою со старым,
но как тут быть, когда внутри нас
не умер Сталин?
Стихотворение было написано в 1959 году и до перестройки распространялось лишь в Самиздате. Однако и сегодня, спустя 32 года после написания этих строк, оказывается, что «не умер Сталин». Или, по крайней мере, умер далеко не для всех. Участники демонстраций, проводимых в России 1 и 9 мая, несут в колоннах большие портреты «вождя всех времен и народов» и лозунги, подобные «И.В. Сталин и сегодня наш рулевой!»
Совет по правам человека и развитию гражданского общества вместе с обществом «Мемориал» обнародовал Проект программы десталинизации. Главной целью программы ее авторы называют «Содействие созданию в обществе чувства ответственности за себя, за страну. При этом – с главным акцентом не на обвинении тех из наших предков, кто творил геноцид, разрушение веры и морали, а на почтении и увековечении памяти жертв режима. Окончание Гражданской войны, развязанной в 1917 г.»
Разработчики документа также считают необходимым «увековечить память о погибших» и непременно «оказать поддержку живущим среди нас жертвам репрессий», хоть их осталось немного, но «несправедливость, совершенная по отношению к ним, должна быть искуплена».
Авторы проекта настаивают «наконец, рассекретить архивы с тем, чтобы перестать скрывать от самих себя страшную правду о злодеяниях, которые творились у нас в стране. Скрывая всем известную правду, мы сами себя позорим и ассоциируем с тоталитарным режимом». У программы десталинизации нашлись противники, в том числе среди весьма известных людей.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что Программа десталинизации России – «это очередная порция гробокопательских идей». Автора проекта – Совет по правам человека и развитию гражданского общества – лидер коммунистов России характеризует так: «Теперь наряду с русофобскими центрами Евросоюза, руками властей РФ и за наш счет подобный орган создан уже в Москве».
Член Общественной палаты Российской Федерации, известный телеведущий Максим Шевченко считает: «Сталинский режим не может быть преступным, потому что он победил нацизм во время великой войны… Стало быть, Совет по правам человека в данном случае выступает как орган, который поддерживает неонацистов».
Одной «десталинизации» недостаточно
Перспективам третьей попытки десталинизации России был посвящен круглый стол в санкт-петербургском Научно-исследовательском центре «Мемориал». В дискуссии принимали участие историки и правозащитники.
Далеко не все участники согласились с термином «десталинизация», поскольку, как неоднократно отмечалась в ходе обсуждения, террор против собственных граждан на государственном уровне возник намного раньше прихода к власти Иосифа Сталина. Поэтому уместнее было бы говорить о «десоветизации», а, может быть, даже о «дебольшевизации».
Один из инициаторов круглого стола – член правления Международного общества «Мемориал», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека Сергей Кривенко в интервью «Голосу Америки» отметил, что осуждение даже самого одиозного властителя без критического переосмысления тоталитарной идеологии в целом не даст желаемого результата. «Поэтому, – подчеркнул Сергей Кривенко, – необходимо выработать политико-правовую оценку, может быть, не режиму в целом, а конкретным преступным действиям, совершавшимся советским руководством».
В качестве примеров эксперт привел создание печально знаменитых «троек», уничтожение без суда и следствия большого количества советских граждан, использование рабского труда заключенных на «стройках коммунизма».
«Все эти действия должны получить правовую оценку, – убежден Сергей Кривенко, – иначе получается, что при возникновении даже гипотетической угрозы безопасности нашей страны, мы допускаем повторное возникновение и «троек», и «расстрельных списков» для всех подозреваемых в неблагонадежности. Сейчас кажется, что это нонсенс, но в свое время ведь так и было», – добавил член правления «Мемориала».
Официальное название обсуждаемого документа – Общенациональная программа «Об увековечивании памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». Однако данные различных социологических опросов свидетельствуют, что не меньше половины российского населения в той или иной степени одобряет действия лидеров советской эпохи, и прежде всего – Иосифа Сталина.
Раздвоенность сознания российского общества
Первая попытка развенчания культа личности Сталина была предпринята Никитой Хрущевым. Затем, в годы «брежневского застоя», о творце Гулага стали вновь говорить, как о выдающемся государственном деятеле, которому советский народ обязан победой в Великой Отечественной войне.
Позже, в годы Перестройки и Гласности массовыми тиражами были опубликованы «Архипелаг Гулаг», «Колымские рассказы», «Крутой маршрут», «Слепящая тьма», «1984» и многие другие документальные и художественные произведения, разоблачающие природу сталинского режима и тоталитаризма. Но и вторая попытка десталинизации не увенчалась полным успехом.
В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» член комиссии по исторической памяти Совета при президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека Александр Даниэль объясняет это тем, что в российском массовом сознании существуют две системы ценностей, которые очень плохо совмещаются друг с другом: «В одной иерархии ценностей на первое место ставятся свобода и человеческое достоинство. А в другой ценностной шкале преимущество отдается понятию «порядок». И в целом нация так и не определилась, какая же система ценностей ей ближе», – отмечает Александр Даниэль.
Эксперт полагает, что в современном цивилизованном обществе, населенном свободными, уважающими закон гражданами, эти понятия не противоречат друг другу. «Но в российской традиции слово «порядок» – именно слово, а не понятие! – обычно противопоставляется свободе.
И те люди, которых очень условно можно назвать «новыми сталинистами», отчетливо враждебны самой идее свободы. Эти настроения очень сильны в обществе», – подчеркивает правозащитник.
Поможет ли государство энтузиастам-одиночкам?
Александр Даниэль затруднился однозначно ответить на вопрос о том, насколько осуществима программа десталинизации. По его словам, многое будет зависеть от поведения российской бюрократии, которая, организовав различные межведомственные комиссии, может «тихо похоронить как некоторые положения программы, так и все наше начинание в целом».
Из-за бюрократических проволочек до сих пор не осуществлен давнишний проект по созданию мемориального комплекса «Ковалевский лес» под Санкт-Петербургом. В тридцатые годы здесь войсками НКВД проводились массовые расстрелы невинных граждан по приговорам упомянутых «троек».
Теперь же согласование на создание мемориала получено от всех структур, кроме министерства культуры РФ, которое опасается, что новый исторический комплекс окажется на балансе этого ведомства.
Как правило, тысячи памятников репрессированным, мемориальные кладбища с массовыми захоронениями погибших в годы «Большого террора» и небольшие музеи по истории Гулага создаются на безвозмездной основе усилиями энтузиастов. Но для того, чтобы уберечь их от разрушения, необходимо придание им статуса государственных объектов истории и культуры. Без этого, – говорили участники круглого стола в петербургском Научно-исследовательском центре «Мемориал», – третья попытка десталинизации страны рискует закончиться неудачей, как и предыдущие две.
«Компрадорская» часть нашей элиты готова пожертвовать ПМР ради хороших отношений с Западом
Прошло уже больше двух недель после заявления министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о принципах приднестровского урегулирования, а его слова продолжают бурно обсуждать и в Кишиневе, и в Тирасполе.
Причем, по выражению «Новой приднестровской газеты», от заявлений Лаврова в Тирасполе «начался небольшой ступор». Приведя такую резкую оценку ситуации, издание напоминает: российский министр заявил, что видит решение проблемы приднестровского конфликта в рамках единого государства и территориальной целостности Республики Молдова с особым статусом для Приднестровья. Во-вторых, Лавров добавил, что Россия выступает за смену вооруженного формата миротворческой миссии на гражданскую (конечно, «при благоприятных условиях»). Он также подтвердил планы России вновь начать вывоз из Приднестровья складов вооружений и боеприпасов бывшей 14-й армии. А саму Молдову Лавров назвал «государством с конституционным нейтралитетом, в чем мы рассматриваем существенный вклад в созидание архитектуры безопасности на Европейском континенте».
Как уже рассказывал КМ.RU, в ответ последовало достаточно резкое заявление МИД Приднестровской Молдавской Республики о том, что Приднестровье не откажется от курса на международное признание своей независимости. В заявлении МИД ПМР, кстати, также отмечено (явно по поводу высказываний Лаврова): «Зачастую отдельные фразы из заявлений высокопоставленных представителей тех или иных государств выдергиваются из контекста, а это создает основания для двусмысленных толкований и завышенных ожиданий от различных мероприятий внешнеполитического характера, так или иначе сопряженных с нормализацией отношений между двумя суверенными государствами» (в данном случае – Молдовой и ПМР). И чтобы таких «завышенных ожиданий» не было, Приднестровье подтверждает «свою готовность к ведению переговорного процесса на основе принципов равноправия, создания многоуровневой системы гарантий и безусловного выполнения ранее достигнутых договоренностей».
«Однако перманентный политический кризис в Республике Молдова, начавшийся в 2009 году, и отсутствие легитимно избранного президента Молдавии не позволяют говорить о возможности полноценного возобновления переговорного процесса на всех уровнях, в первую очередь на уровне принятия юридических и политических обязательств, а не на уровне пропаганды и нацеленных на внешнего потребителя заявлений», – заявил МИД ПМР.
Косвенным ответом приднестровскому заявлению, характеризующим позицию молдавской стороны, стало заявление посла Молдовы в Москве Владимира Негуца о том, что «конечной целью переговоров является следующее: в составе Республики Молдова определить для Приднестровья очень широкий статус, который соответствует и международному праву, и международной практике сегодня» (был приведен пример Аландских островов в Финляндии).
Естественно, в Приднестровье такой вариант для себя считают неприемлемым. «Давайте подумаем: возможна ли независимость ПМР в рамках «единого государства и территориальной целостности Республики Молдова?», – спрашивает «Приднестровская новая газета», кстати, очень критически относящаяся к республиканскому руководству. И сама же отвечает: «Невозможна! Даже если, как предлагают официальные представители Молдавии, Приднестровье будет вести самостоятельно внешнюю экономическую деятельность. Это – уже пройденный этап. Его хотели только на первом съезде депутатов всех уровней в Парканах. Время изменилось. Нужны новые инициативы Молдавии, чтобы у рядового приднестровца, как и у бизнесмена, был интерес к возможным перспективам. Пока это – только наброски. Да и политическая нестабильность с ультранационалистическими высказываниями ряда кишиневских политиков не добавляют умиротворения для приднестровцев».
Впрочем, то же издание весьма критически прошлось и по позициям Москвы, напомнив, что Лавров стал выступать со своими призывами к сохранению территориальной целостности Молдовы сразу вскоре после визита вице-президента США Джо Байдена в Москву и Кишинев.
С другой стороны, все же надо подчеркнуть, что в своем заявлении Лавров не занял однозначно промолдавскую сторону. Формально вообще ничего нового Лавров молдаванам не сказал. Язык, как известно, дан дипломатам для того, чтобы скрывать свои мысли, и все высказывания российского министра можно трактовать совершенно по-разному. То же понятие «территориальная целостность Молдовы при особом статусе Приднестровья» может иметь самые разные толкования – от унитарной Молдовы с Приднестровьем, имеющим статус вроде нынешней Гагаузии (который кишиневские власти все равно игнорируют), до фактической конфедерации двух равноправных субъектов, с блокирующими правами для Приднестровья во всех надсубъектных структурах общих органов власти этой конфедерации. Понятно, что кишиневские власти (что ныне правящий Альянс за европейскую интеграцию, что оппозиционные ему коммунисты) предпочитают первый вариант, а для властей ПМР даже второй вариант выглядит неприемлемой уступкой.
Так что Россия, настаивая на том, что о механизмах сосуществования должны договариваться исключительно стороны конфликта, может поддерживать положение статус-кво вечно. Сложившееся положение вещей фактически выгодно России, т. к. обеспечивает отдельное существование ПМР, не дает Молдове объединиться с Румынией и, соответственно, гарантирует ее «нейтральный» статус. Румыния, как известно, состоит в НАТО; в случае объединения с ней Молдавии последняя окажется в зоне Альянса (причем, возможно, с Приднестровьем). И при этом тот же Лавров с чистым сердцем и честным выражением лица сможет заявлять что в Брюсселе, что в Вашингтоне: Россия, мол, придерживается принципа сохранения территориальной целостности Молдовы. И попробуйте докажите, что это не так...
С другой стороны, прозападный вектор в российской политике стал настолько откровенно доминировать в последние годы, что принятие решений в ущерб национальным интересам выглядит уже обыденным явлением. И поэтому разговоры о «сдаче» Приднестровья во имя укрепления пресловутой «перезагрузки» с Западом (в первую очередь – с США) не кажутся совсем уж невероятными, каковыми показались бы еще года три назад. И поэтому, при отсутствии объективной информации об истинной позиции Москвы на обоих берегах Днестра теперь любые ее действия готовы воспринимать как некие сигналы и трактовать их в меру своих политических пристрастий.
Например, недавнее решение «Газпрома» разделить наконец задолженность Молдавии и Приднестровья получила совершенно диаметрально противоположную оценку. Все та же «Новая приднестровская газета» отмечает, что в результате на Молдову пришлось около $300 млн долга, а на Приднестровье (где, в отличие от Молдовы, сохранилась функционирующая промышленность) – $2,5 млрд. И теперь, прогнозирует издание, Москва, шантажируя Тирасполь газовым долгом, может попытаться снова заставить его подписать новое соглашение о вхождении в «федерализованную Молдову» – вроде «плана Козака» 2003 года.
Прорумынские националисты в Кишиневе, наоборот, восприняли такое разделение долга как первый шаг к признанию «равносубъектности» Молдовы и Приднестровья и, следовательно, к будущему признанию ПМР.
Более сбалансированной выглядит позиция приднестровской «Профсоюзной газеты», которая, ссылаясь на представителей местной бизнес-элиты, полагает, что приднестровский «исторический» долг, скорее всего, заморозят («реструктурируют»), потому что понятно, что $2,5 млрд Приднестровью взять просто неоткуда. Но в дальнейшем текущие платежи за газ Приднестровье должно будет выплачивать неукоснительно, и по тем же ценам, что и Молдавия. А «замороженный» газовый долг действительно может использоваться как инструмент воздействия, в т. ч. и в период выборов президента ПМР, которые как раз предстоят в этом году. «Это будет своего рода короткий политический поводок, за который будут дергать каждый раз, когда того будет требовать та или иная конъюнктурная ситуация. Исторический долг за газ, «повешенный» на ОАО «Тираспольтрансгаз – Приднестровье», помимо политических сможет обеспечить и экономические интересы отдельных представителей российского правительства», – прогнозирует издание. Ведь, как отмечает оно, «ни для кого не секрет, что большая часть активов приднестровского газотранспортного предприятия, обеспечивающего транзит голубого топлива в Европу, принадлежит известным людям РФ».
В то же время и руководство ПМР может попытаться извлечь из складывающейся ситуации политические дивиденды. Да и стремление Кишинева вернуть обремененное миллиардными долгами Приднестровье (где к тому же самые перспективные предприятия скупили российские олигархи) явно поубавится.
Ситуацию для КМ.RU комментирует ведущий специалист Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов:
– К величайшему сожалению, в приднестровском вопросе Россия, пусть и медленно, но сдает свои позиции. Особенно по мере развития пресловутой «перезагрузки» у нашего руководства все больше отмечается стремление делать шаги навстречу нашим партнерам из США и ЕС, фактически не получая ничего взамен, кроме поощрительных заявлений и пространных рассуждений об «укреплении атмосферы партнерства». Даже этот безвизовый статус для РФ, который российским коллегам обещают то немецкие, то французские, то другие европейские дипломаты, представляется все более сомнительным. На фоне того, что сегодня творится на границе Италии с прочими странами ЕС, кто же станет предоставлять такой статус России? Не говоря уж о том, что возможность безвизовых поездок в ЕС никак не может компенсировать фактическую сдачу геополитических рубежей страны и предательство своих соотечественников, многие из которых, кстати, являются гражданами РФ.
Конечно, речь не идет о немедленной сдаче. И Лавров не зря оговаривал, что вывод российских миротворцев будет возможен, когда налицо будут полные гарантии отсутствия угрозы силового решения конфликта. Понятно, что здесь речь идет об участии такого члена НАТО, как Румыния. И понятно, что Лавров также будет настаивать, что Кишинев и Тирасполь должны сами договориться о взаимоприемлемых условиях взаимного сосуществования. Но при этом западные партнеры усиливают вежливое давление на Москву, чтобы и она давила на Тирасполь, и требовала от него быть посговорчивее. У Москвы такие рычаги давления есть – и экономические, и политические.
Не секрет, что и значительная часть нашей элиты (прямо назовем ее «компрадорской») очень хотела бы для себя улучшить отношение к ней на Западе, ради чего можно и «сдать» Приднестровье. К тому же и ЕС, и Бухарест с Кишиневом в расчете именно на таких представителей элиты обещают сохранение всей их собственности, приобретенной в Приднестровье. Есть соответствующие бизнес-круги и в Приднестровье, которые, при гарантии сохранения их собственности, сами готовы «интегрироваться в Европу», в т. ч. и через Молдову.
Конечно, никто из них не рискнет прямо заявить о капитуляции перед Кишиневом, но они будут говорить о европейских ценностях, о перспективах иностранных инвестиций, о развитии массовых коммуникаций и т. д. А также о том, что власть в республике засиделась, мыслит до сих пор по «советским шаблонам», и Приднестровье в результате – рудимент «советской империи», а могла бы «новым Сингапуром» стать... Ну и т. д.: технологии известны и отработаны. А если такие силы еще и получат политическую поддержку из Москвы, то, с учетом предстоящих в этом году выборов президента Приднестровья, возможно самое различное развитие ситуации.