Главная | Рiдна Украiна | Новости | Гостевая книга | Форум |
Митрополит Иларион.
Слово на годовщину блаженной кончины
схиархимандрита Зосимы
Весьма и весьма немногие подвижники сподобились в народе звания Старца – в полном, самом таинственном значении этого слова, в значении «избранного сосуда Духа Святаго». Старцем называл православный люд и схиархимандрита Зосиму.
Все, кто имел радость общаться с этим дивным подвижником, отмечают, что он как бы излучал некий Свет, Свет доброты, мира душевного и радости о Господе. Сей свет витает и ныне над его обителью, а особенно – у его могилки. Потому что это Свет той великой Любви, которая, по слову Писания, «сильнее смерти».
«Чашу, которую я пью, и вы будете пить», - обещал Спаситель своим ученикам, а через них всем, кто найдёт в себе мужество идти по стопам Его. Страдания и скорби – удел всех избранников Божиих. Потому что эти страдания – сострадание Спасителю, тайна искупления рода человеческого и очищения от греха, непрерываемая в веках чаша Любви Христовой.
«Вы – соль мира», - сказал Спаситель своим ученикам, то есть сущность и смысл существования этого видимого творения. И пока существуют те, кто по своей любви к Господу и падшему человечеству пьёт Его чашу – будет существовать и этот мир.
Схиархимандрит Зосима от утробы матери-исповедницы и до своей праведной кончины был великим страдальцем. Именно в этих страданиях и скорбях во всей полноте раскрылось величие и небесная красота его духа, не подвладного земным законам естества. «Предстою пред распятым Господом и всегда помышляю – се завтра моя Голгофа. И если бы не радость Светлого Христова Воскресения – истаяли бы силы от этой скорби», - говорил Старец, изнемогая под тяжестью своего креста.
А болезни у него были такие что, как говорили врачи, хватило бы, чтобы умереть, и на десятерых. И первое, что поражало, изумляло, приводило в трепет – это то, как Старец при таких болезнях не только живой, но и служит, и сам утешает страждущих.
Не взирая на тяжелейшее состояние, нечеловеческими усилиями преодолевая немощь плоти, он совершал своё старческое служение, молился и принимал людей: «Первое, что мне врезалось в память о Батюшке, - вспоминает р.Б. Сергий, - это когда немощного Старца под руки привели в крестилку, он едва сидеть мог, и вот первые слова, которые я от него услышал: «Любовь превыше всего, - и опять повторил, - Любовь превыше всего…»
«Было уже начало двенадцатого ночи, когда я попал к Батюшке», - вспоминает Владимир – «Он вёл непринуждённую беседу, шутил, как вдруг неожиданно отключился, закрыв глаза. Я замер, боясь потревожить усталого Батюшку. Через минуты две-три о.Зосима пришёл в себя и сказал слова, больше всего поразившие меня: «Прости, у меня высокая температура – около 42°, не выдерживаю, проваливается сознание». Получив наставление, около 12-ти я вышел от Старца. Благославляя меня на сон грядущий, он произнёс: «Ну, иди баиньки. А мне ещё своё схимническое правило вычитывать».
Как говорила монахиня Агапита, ложился Батюшка после своего вечернего правила около двух, а в четыре утра – у него уже опять загоралась лампочка: он читал утреннее правило. А порой Батюшка и вообще не спал, как это было на Богоявление 2002 года…
Батюшка умел дарить людям радость. Умирая, изнемогая, он говорил простые и добрые слова, своим светлым юмором подбадривал унылые души. «И никто не знал, сколько ему это стоило», - говорит матушка Агапита, которая была на послушании врача у о.Зосимы, - «Как только выходили посетители, старец сразу слабел: поднималась температура, часто он стонал – боли были невыносимые…»
После того, как о.Зосима пережил клиническую смерть, у него наступило облегчение: к радости своих чад он сам ходил своими ножками, совершал богослужение. Благодаря своим благодетелям схиархимандрит Зосима вместе с братией монастыря совершил ряд паломнических поездок к великим святыням православного мира: на святую гору Афон, по Святой Руси (Киево-Печерская Лавра, Задонск, Дивеево, Свято-Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге), ко гробу Господнему на Святую Землю.
Вначале, до своей клинической смерти в 1998 году, схиархимандрит Зосима о строительстве в Никольском какого-либо монастыря не помышлял.
Молодых людей, которые имели влечение к монашеству, он благославлял в те обители, которые особенно были близки ему по духу.
Усилия тех благодетелей Церкви Христовой, с которыми свёл его Господь, он направлял на возрождение традиционных центров православной духовности (один из этих благодетелей – Виктор Леонидович Нусенкис – впоследствии стал правой рукой Старца в его созидательной деятельности).
Особенную радость и даже духовный восторг Батюшке приносило строительство новых храмов Божиих. С его благословения, при его участии и помощи построено на Донбассе около десятка храмов; наиболее известные: Иоанна Воина, Иверской иконы Божией Матери, Александра Невского, святителя Луки Крымского, Агапита Печерского, Благоразумного Разбойника и др.
Старец всегда стремился к возрождению древних традиций православной культуры, он сам был их живым носителем. Так, с его инициативы и при личном участии возрождена в 1997 году традиция освящения водохранилища на Карловке на праздник Крещения Господня с массовым купанием в проруби. Как радовался старец, когда весь Донецк на Богоявление прямо из крана пил святую крещенскую воду (ведь из Карловского водохранилища пьёт воду весь Донецк).
Ныне эта традиция стала любимым праздником православного народа Донбасса: тысячи людей собираются, чтобы искупаться в Крещенской проруби.
«Какая благодать – искупаться в крещенской воде, все болячки повыпрыгивают», - подбадривал Батюшка приезжающих в обитель на этот праздник.
В 1998 году, на Крестопоклонное воскресенье схиархимандрит Зосима попадает в реанимацию с острой почечной недостаточностью: отказали почки, Старец умирал. В этом тяжёлом состоянии он пережил то, что принято называть «клинической смертью». Как вспоминал сам Батюшка, он уже видел небесные обители, слышал неописуемое по своей красоте ангельское пение (только Великое Славословие напева Киево-Печерской лавры отдалённо напоминает это чудное пение – говорил он). Но Господу было угодно, чтобы этот изнемогающий, всегда умирающий Старец совершил то, на что он не мог решиться и при относительном здравии – воздвиг небесную обитель на земле, райский уголок для земных ангелов, как называют монахов.
За порогом этой жизни он встретился со своим сотаинником и сомолитвенником – схиархимандритом Феофилом, который и вернул его обратно, на землю:
- Тебе ещё рано, по тебе вся земля плачет.
В это время его многочисленные духовные чада со слезами взывали к Господу и Божьей Матери, вымаливая своего духовного Отца.
Неизвестно, было ли о.Зосиме откровение, или просто после возвращения из потустороннего мира он по-другому посмотрел на вещи – но он принялся за строительство монастыря. Достоверно можно сказать одно, что он ничего не делал без указания Господа, без воли Божьей, которая ему открывалась в молитве.
И в смутное время истории нашего отечества Господь поставляет Никольского старца быть светильником, нравственной опорой для интеллигенции, чиновников, мужей, облачённых государственной властью. К схиархимандриту Зосиме за добрым и мудрым советом, за молитвенной поддержкой отправились в паломничество врачи, учителя, профессора, генералы, народные депутаты и государственные деятели. О Старце можно было сказать словами Писания: «Он был всем для всех». Каждый, кто соприкасался с батюшкой, чувствовал некую жизненную силу, которая исходила от него, и слово его было со властью. Порой, Старец и ничего особенного не скажет, но после беседы с ним – всегда на душе легко, и весь окружающий мир видется в других красках.
Весь 2001 год о.Зосима провёл в реанимации. Только под великие праздники его на день-два привозили в обитель.
На Пасху (в 2001 году) схимника привезли из больницы в обитель в очень тяжёлом состоянии. Возле храма несла дежурство реанимационная машина. Старцу становилось всё хуже и хуже – он умирал. Врачи, которые были возле него, настаивали на том, чтобы немедленно ехать обратно в больницу.
За 15 минут до полуночи Батюшка облачился и отправился возглавлять Пасхальную службу. Видя воодушевление и сияющий лик своего духовного отца, вряд ли кто тогда подозревал из молящихся, что несколько минут назад Старец умирал.
Рассказывая об этой светлой пасхальной ночи, послушник Олег, который сопровождал Старца в его больничных мытарствах, заметил: «Я знаю, что эта женщина, профессор, которая приехала с Батюшкой из больницы, была атеисткой – сейчас она верит в Бога».
Врачи, которые соприкасались по роду своей деятельности со Старцем, озарялись светом его веры. Потому что объяснить естественными законами то, что им открывалось в общении с Батюшкой, было невозможно. Часто они менялись местами: умирающий схимник их ободрял, врачевал души, возвращал жизненные силы для служения во имя Добра.
Наступило Успение 2002 года. Вечером 28 августа его состояние резко ухудшилось (наступил паралич кишечника), и его отвезли в больницу. До последнего своего вздоха, как свидетельствовали келейники о.Зосимы, он пребывал в молитве. Перед самой своей кончиной схимник сподобился некоего откровения. «Когда я умру, вы будете знать, - говорил Старец братии, - часы на моём молитвенном столике в алтаре остановятся». 29 августа, без пятнадцати двенадцать ночи остановилось сердце великого Молитвенника. Без пятнадцати двенадцать остановились и часы на столике о.Зосимы в алтаре. Так закончилось время его земной молитвы, так начался отсчёт его молитвенного предстательства в блаженной вечности…
Самый главный урок, который о.Зосима преподал своей пастве, это то, что самая большая радость – это радость жить с Богом, радость, которую не отнимут ни скорби, ни страдания, ни смерть. Он учил этому и своей жизнью, учил и своей смертью.
Трудно поверить, что о.Зосимы нет с нами, и сегодня. Многие духовные чада Старца видели его во сне и наяву: он наставляет, вразумляет, утешает, как и при своей жизни.
Первое слово Иоанна Крестителя, первая проповедь нашего Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». И для нас всех это Царствие Небесное приблизилось, и мы близко стоим, покайтесь – только искренне, исправьте свою жизнь, исправьте свое безбожие, исправьте свои недоразумения, уныние и отчаяние гоните от себя полностью. Свет Христов, радость Христова да сопутствуют нам. Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует – ложь это все. Бог милостив, долготерпелив и многомилостив ко всем нам, Бог всех нас ждет. Ждет, простирает руки, чтобы мы пришли, дети заблудшие, в объятия Отчия. Отец Небесный прощает, милует и возвращает нам потерянное Царство Небесное.
Господь такое уготовал вечное блаженство, что ни помыслить мы не можем, ни язык человеческий не может о нём рассказать – это глубокая тайна, иное измерение человеческого мышления, восприятия, совершенно непонятное чувство для живущих на земле. Лишь тогда, когда мы увидим это блаженство, тогда мы поймём: что Господь уготовал для всех любящих Его. Одно только можно сказать: это такое озарение восторга духовного, что на земле нет такого восторга. Когда ты восхитишься чем-то, когда ты поймёшь что-то возвышенное, прекрасное – вот это состояние приблизительно что-то отдалённо напоминает…
Господи, хоть частичку блаженств райских даруй и нам грешным по велицей милости твоей!
Оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, те особенности служб, которые записаны братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.
Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы какая бы ни была автокефалия – беззаконная или «законная» - автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским.
Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.
Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви.
В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор.
Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность…
Отходя в жизнь вечную последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение.
Всем даю из гроба прощение, Бог за вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения…
Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие.
Виктор Янукович, премьер-министр Украины: "ОН БЫЛ ДУХОВНЫМ СИМВОЛОМ ПРАВОСЛАВНОГО ДОНБАССА"
Отец Зосима - великий праведник. Человек с огромной душой, наделённый от Бога великим даром сострадания.
Для меня знакомство и общение с отцом Зосимой всегда были большим счастьем. Этот человек обладал очень сильной верой и даром убеждения. Он умел по-отечески наставить, дать правильный совет.
Я находил у него поддержку и понимание. Своей жизнью, верой, любовью к ближнему он вселял надежду и оптимизм в наши души. Учил не отчаиваться, не впадать в крайности, любить людей, свою родину, семью. Отец Зосима часто повторял: <Семья - ваш храм. Берегите его>.
Он учил быть терпимым, великодушным к врагам, милосердным и справедливым.
Отец Зосима был духовным символом православного Донбасса. Верил и нас учил верить в единство и духовное единение всех славянских народов, в торжество правды и веры.
Виталий Хомутынник, народный депутат Украины: "ДЕЯНИЯ ОТЦА ЗОСИМЫ СОИЗМЕРИМЫ С ДЕЯНИЯМИ СЛАВЯНСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ДРЕВНОСТИ"
Когда думаешь об отце Зосиме и его месте в духовной жизни нашего региона, да чего там говорить - всей страны, всей Православной Церкви - невольно хочется дать восхищённые оценки, привести цветастые эпитеты и употребить превосходные формы. Что, по большому счёту, объяснимо и даже вполне естественно. Человек-то был необычайный! Наделённый огромным потенциалом, редкой положительной энергией и могучим разумом. И тем не менее, он учил скромности и стремлению к духовному совершенству. Мне посчастливилось лично общаться с этим удивительным человеком. И я благодарен судьбе за часы и минуты, проведенные в его обществе. В наше смутное время, наполненное злом, коварством, лицемерием, трудно встретить островок чистоты и искренней открытости:
Всегда, в дни тяжких испытаний и в годы процветания, в дни смуты и дни социальных побед, святые отцы молились за нас, указывали истинный путь, поддерживали традиции, врачевали души, укрепляли веру. Таким примером доброго наставника всегда был и останется отец Зосима. Многим ещё только предстоит осознать, с личностью какого масштаба нам посчастливилось быть рядом. Ведь то, что делал отец Зосима, соизмеримо с деяниями славянских просветителей древности. Непреходящее значение его пастырских трудов непременно будет оценено потомками с позиций времени. Как бы то ни было, большое видится на расстоянии. Настоящую оценку его жизни и его богоугодных деяний даст история.
Людмила Янукович: "С ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ МЫ СРАЗУ КАК-ТО С НИМ СРОДНИЛИСЬ"
Отец Зосима был замечательным человеком, необыкновенным человеком, который с первых же минут знакомства умел настолько расположить к себе, что исчезала неловкость перед его высоким духовным саном, терялось чувство дистанции - как будто перед тобой отец, который всё понимает без лишних слов.
Первым из нашей семьи познакомился с Батюшкой Виктор Фёдорович - в больнице города Енакиево, в травматическом отделении Б.В.Стинского, где тогда лечился и о.Зосима. И Батюшка настолько произвёл на него сильное впечатление, что когда мы решили совершить таинство церковного венчания (а до этого мы состояли только в гражданском браке), то он категорически сказал: <Мы будем венчаться в Никольском - у о.Зосимы, только этому человеку я доверяю>, - и дал мне телефон, чтобы я сама звонила и договаривалась. Я, конечно же, очень волновалась. Батюшка сразу же взял трубочку и я говорю: <Это Людмила Янукович>, а он: <Людмила - всем людям мила>, - и этими словами сразу разрядил обстановку. Объяснив мне, что необходимо для совершения таинства, Батюшка сказал мне следующие слова: <Смотри - на голову ничего не цепляй, а только покрой голову смиренно шарфиком>.
Я, конечно же, по своей женской логике пыталась обойти это благословение: купила себе шляпку по подобию фаты, сделала причёску - всё как полагается. Но когда мы подъезжали к Никольскому. Я с ужасом почувствовала, что вся эта конструкция с меня съезжает, пришлось всё снимать с себя и покрыть голову шарфиком - и невольно получилось так, как благословил о.Зосима. Уже тогда я осознала, что такое благословение Батюшки.
Венчались мы 19 сентября 1997 года. Сам о.Зосима совершал таинство - и такое было впечатление, будто на душе Пасха. Обратно мы, казалось не ехали, а летели, какие-то окрылённые, как бы и не было за спиной двадцать лет совместной жизни, в которой было всё, как говорится, и хорошее, и плохое, как будто мы такие же молодые и чистые, и какие-то даже наивные - этих чувств нельзя передать словами.
С этой моей первой встречи мы сразу как-то с ним сроднились, и старались, в меру возможностей, часто приезжать в его святую обитель. Почувствовав на себе силу молитв и благословения Батюшки, я старалась привозить в Никольское своих друзей, знакомых, тех, у которых возникали в жизни те или иные сложности, проблемы. Однажды я приехала к Старцу со своей знакомой, у которой были очень большие трудности: муж ушёл к другой, сын учился в институте, и ей было очень трудно - и нравственно, и материально: очень страдали они. А народу к Батюшке - ну, думаю, не попадут. Отец Зосима как раз вышел их храма и, проходя мимо, обратился именно к ним: <Зайдите ко мне>, И уже на приёме, никогда не зная раньше эту семью, как говорится, чем они дышат, без всяких объяснений говорит: <Сынок, бросай институт - ты будешь священником, и настоящим, езжай в Одессу и поступай в семинарию>. Он послушался, и вот, слава Богу, скоро будет уже священником, и по молитвам Батюшки у них всё хорошо.
У других моих знакомых, в Гурзуфе, старшая дочь, София, неожиданно стала худеть, какая-то безучастная к жизни стала, безрадостная, как зазомбированная. Мать её, Валентина, говорит мне: надо что-то делать - пропадает ребёнок. И мы поехали к Батюшке. Зашли к Старцу, отец Зосима, благославляя девочку, положил руку ей на голову - и ребёнок с тех пор как бы ожил. Вот ей уже сейчас шестнадцать - и какая девочка: и умненькая, и радостная.
Помнится ещё один случай: приехали мы к Батюшке с Любовью Анатольевной - муж у неё умер, сын от рук отбился, не слушался. Она вся была на взводе, нервная такая. Отец Зосима тогда лежал в Донецке, в реанимации, и нас пустили к нему в палату. Зашли мы, я и говорю: <Батюшка, этой женщине очень плохо: вот нигде ничего не ладится, здоровья нет, кругом одни неприятности>. Он выслушал меня и говорит ей: <Иди сюда>. И когда эта женщина подошла к нему под благословение, ласково как бы побил ей голову со словами: <Чтобы всё вылетело из головы, всё. Ты вдова, должна достойно свой крест нести. А с сыном всё наладится, и всё будет хорошо>, - и иконочку ей подарил, кажется Иоанна Кронштадтского. И по его слову и благословению у неё всё наладилось:
Господь сподобил меня быть у Батюшки за неделю до его смерти: Он уже тогда был очень тяжёлым, не мог даже сидеть, только лежал на своей кроватке. Около часа мы беседовали, и когда я уже собиралась уходить, он сказал: <Благославляю Виктора Фёдоровича в Киев. Тяжело ему будет, много врагов, завистников, но он справится, он потянет>. И что чудно, это было сказано в августе, а в ноябре Виктора Фёдоровича назначили уже в Киев, - такова сила его благословения.
И после смерти своей Батюшка нам помогает и не оставляет нас, как и обещал он нам перед своей кончиной: приходите ко мне на могилку - и я буду помогать вам:
Он был человеком настолько высоких нравственных качеств, что говорить и говорить о нём можно без конца. Минуты, проведенные в общении с отцом Зосимой, останутся навсегда для нас одним из самых светлых моментов в нашей жизни.
Жизнь и блаженная кончина старца Зосимы >>>